Зачем ехать в Узбекистан? Этнографические чудеса «Асрлар садоси»

С тех пор я прочел множество материалов об этом грандиозном, уникальном культурном прецеденте Центральной Азии и честно признаюсь — ничто из увиденного прежде в путешествиях меня так не восхищало. Это не просто массовое народное празднество, это важная миссия — возродить и сохранить исконно восточные, узбекские традиции, показать и рассказать о них миру. Многие замечательные обычаи, в том числе древние виды ремесел и искусств за 70-летнюю историю Узбекистана в составе Союза незаслуженно притеснялись, но сейчас, благодаря усилиям некоммерческих организаций и гражданской активности переживают новый расцвет.

«Асрлар садоси» как творческий проект задуман и реализован дочерью президента Узбекистана Гульнарой Каримовой. Возглавляемый ею Фонд Форум, одна из наиболее влиятельных культурных организаций СНГ, проводит этот фестиваль под эгидой ЮНЕСКО с 2008 года в различных областях страны, поочередно раскрывая только им присущие характерные этнографические особенности. Свидетелями тому становятся не только приглашенные зарубежные гости, но и туристы, которые в эту пору отправляются в Узбекистан специально ради участия в фестивале. Ну, а жители выбранной области — одновременно и гостеприимные хозяева, и артисты, и участники национального торжества. Тематическое многообразие «Асрлар садоси» — это то, что привлекает меня в первую очередь. Легче перечислить то, что он не охватывает, чем-то, чему предлагают организаторы подивиться нам, европейцам, чтобы убедиться, что Восток — действительно, тонкое дело. Для проведения фестиваля выбирают исторически примечательный район, как, например, хивинская Ичан-Кала, бухарский Арк, каракалпакская Тупрак-Кала, и на два дня реконструируют их притягательный древний облик.

Улицы приобретают вид роскошных восточных базаров, всюду звучит национальная узбекская музыка, прилавки пестрят хан-атласом, своего рода визитной карточкой страны, изящными, эксклюзивными изделиями из глины, дерева, фарфора, тканей. На площадях проводят бараньи и петушиные бои, заводчики с гордостью демонстрируют невероятной красоты коней, наездники показывают свое рискованное и прекрасное мастерство, а над всем этим великолепием парят в небе ловкие канатоходцы. «Асрлар садоси» также с полным правом можно назвать праздником для гурманов и любителей изучать народную кухню Азии: в кулинарном искусстве соревнуются ошпазы со всех регионов Узбекистана, предлагая виды плова, ничуть не похожие друг на друга. Большую этнографическую ценность представляет собой уникальный Фестиваль национального платья. Традиционные ткани — адрас, шойи, ало-бахмаль, складываются в силуэты, свойственные каждой из областей страны. Словом, «Асрлар садоси» — это обширное мультикультурное явление, важнейшее в своей значимости хранителя традиций и бессловесного, но красноречивого их повествователя.

Этот фестиваль — своего рода доказательство туристического интереса к Узбекистану, который, несмотря на систематические оппозиционные гран-пике в СМИ, продолжает удерживать интерес к себе в западных странах. Об этом говорит и создатель вдохновившего меня фильма: «Такие фестивали, как „Асрлар садоси“, поощряют и поддерживают художников, артистов и мастеров прикладного искусства, благодаря которым сохраняется богатое наследие Узбекистана. Примите это к сведению, когда душа будет просить необычного путешествия». Следуя доброму совету, я с нетерпением жду весны, чтобы отправиться в узбекский город Навои, славный петроглифами ущелья Сармышсай, целебным источником Чашма со священной рыбой и руинами древней крепости Александра Македонского. Именно там в этом году снова раздастся «Эхо веков».