Цепной мост Сечени

Chain-Bridge-BudapestВ 1820 г. 29-летний аристократ спешно возвращался из графства Бихар на похороны отца. Прибыв в Пешт 29 декабря, он обнаружил, что понтонный мост через Дунай разобран на три недели. Только 5 января 1821 г. ему удалось уговорить паром-шика перевезти его через замерзающую реку. Молодым аристократом был граф Иштван Сечени. После этого события он начал работы по возведению капитального моста, который соединил бы Пешт и Буду.

10 февраля 1832 г. под председательством Сечени была образована Ассоциация будапештского моста. Следуя центральноевропейской традиции, в ассоциацию включили не только энтузиастов, но и тех, кто, будь он не включен в состав организации, мог бы помешать осуществлению проекта чисто из зависти.

Проект осуществлялся не гладко. Его реализации противодействовали городские власти, не желавшие лишаться доходов от понтонной переправы, и аристократия, не платившая за переправу ни форинта. Владельцы нового моста не собирались предоставлять привилегий. Но просвещенный палатин Йожеф поддержал проект, и сопротивление аристократов в конце концов было сломлено.

Сечени отправился в Англию, чтобы изучить мостостроение. Огромное впечатление на него произвел подвесной мост в Марлоу в Букин-гемшире, построенный Уильямом Кларком. Именно Кларка он и пригласил для строительства моста в Будапеште. Также был приглашен шотландский строитель Адам Кларк (не родственник инженера). Проект финансировался венскими банкирами — Георгом Синой, Самуилом Во-дианером и Якобом Ротшильдом.

Строительство моста (1842-1848) шло не без трудностей. Когда последнюю конструкцию опускали на место, цепь подъемника порвалась, разрушив часть лесов и сбросив наблюдавших (в том числе и Сечени) в Дунай.

Непной мост был построен накануне войны за независимость. Несмотря на попытки австрийцев взорвать мост, его удалось сохранить. Официальное открытие моста состоялось после войны (к тому времени Сечени уже находился в венской психиатрической лечебнице). Массивные триумфальные арки моста сразу же стали одной из главных достопримечательностей Будапешта. А вот львов работы Яноша Маршалко жестоко критиковали за явное отсутствие у них языков. В нескольких научных статьях скульптор сумел доказать, что львиные языки «не свисают из пасти, как у собак».

Городские власти предоставили компании, эксплуатирующей мост, большую привилегию. Никакой мост не мог быть построен на Дунае ближе чем в 8 км к Пепному мосту. Очень скоро уличное движение в городе стало настолько оживленным, что эта привилегия оказалась вредной для города. В 1870 г. компания была выкуплена городскими властями, и началось строительство моста Маргит.