Нотр-Дам-Д’амьен вместо Собора Парижской Богоматери

cathedralКоролевой готической религиозной архитектуры является не знаменитый Нотр-Дам, где жил горбун Квазимодо, придуманный Гюго, а другая grande dame из скромной Пикардии.

В богато украшенные двери популярного Собора Парижской Богоматери, стоящего в самом центре французской столицы, за сотни лет прошло немало паломников и путешественников. Туристов привлекают красивейшие окна-розы, элегантные аркбутаны и жутковатые горгульи. Но севернее столицы, над небольшим городком на Сомме с самом центре Пикардии возвышается Кафедральный собор Нотр-Дам-д’Амьен, который способен затмить знаменитый Нотр-Дам.

Самая большая и высокая во Франции церковь, Нотр-Дам-дАмьен доминирует в городском пейзаже. Этот шедевр готики в 1981 г. был внесен ЮНЕСКО в Список Всемирного наследия. Собор построили в период с 1 220 по 1 270 гг., чтобы поместить туда мощи самого Иоанна Крестителя, которые привез из Константинополя после IV Крестового похода Валлон де Сартон, каноник соседнего Пикиньи.

Нотр-Дам-дАмьен славится потолком выстой 42 м, огромным нефом, четырьмя приделами и множеством расходящихся лучами часовен. Внутри собора настолько светло, что его парижский собрат кажется несколько мрачноватым. Потому скульптуры вдоль стен, такие как «Каменная Библия» и всеми любимый «Плачущий ангел», а также хоры, украшенные резьбой XVI в. и позднеготическая большая роза буквально купаются в свете. На полу собора можно увидеть священный лабиринт 1228 г., выложенную из черного и белого мрамора. Он символизирует сложный и тернистый путь к Богу, ведь на протяжении жизни верующие постоянно делают выбор, то отклоняясь от верного пути, то возвращаясь на него.

Если внешний облик амьенского собора удивительно скромен, то внутреннее убранство отличается роскошью почти немыслимой. Три портала украшены изображениями библейских героев — святых, апостолов, волхвов и ангелов. В центре композиции находится фигура Христа. У левого входа расположился Святой Фирмин Амьенский, первый епископ города. С правой стороны находится Богородица. Над ними — 22 каменных фигуры королей в человеческий рост. Эти статуи стоят вдоль всего фасада под окном-розой XVI в. Каждый элемент резьбы выполнен с удивительным мастерством.

Во время лазерной чистки фасада в 1990-х гг. обнаружились следы полихромной раскраски, некогда оживлявшей облик статуй XIII в., служивших наглядной Библией для неграмотных прихожан и паломников. Сегодня летом и на Рождество, благодаря лазерной подсветке, головокружительно красивый готический собор предстает во всей своей красе.

ЕЩЕ 3 ЦЕРКВИ НЕ ХУЖЕ, ЧЕМ НОТР-ДАМ-ДЕ-ПАРИ

СОБОР СВ. СТЕФАНА, ВЕНА, АВСТРИЯ Венский собор Св. Стефана относится к числу шедевров готики; знаменитой крышей, покрало ромбовидной черепицей. Обязательно осмотрите чудесный алтарь 1477 г. из Винера-Нойштадта, перила кафедры с фантастическим орнаментом из пожирающих друг друга жаб и ящериц — аллегория борьбы добра и зла, усыпальницу Фридрих III

СОБОР CAHTA-МАРИЯ, БУРГОС, ИСПАНИЯ Сооружение этого испанского собора шло очень долго — началось оно в 1 220 г., а закончилось лишь в 1795 г. В результате в облике огромного здания объединены разные стили — готический, эпохи Возрождения и барокко. Здесь находится могила национального героя Испании Эль Сида.

ЦЕРКОВЬ КЕРИМЯКИ, КЕРИМЯКИ, ФИНЛЯНДИЯ Маленький город Керимяки в озерном крае Финляндии, знаменит самой большой в мире деревянной христианской церковью. Ее построили в 1837 г. Ее длина — 45 м, ширина — 42 м, а высота — 27 м.

 

ВЕЛИКАЯ МЕЧЕТЬ ДЖЕННЕ, МАЛИ

В XIII в. город Дженне был важным центром исламского образования, и с тех пор там стоит мечеть. Хотя нынешнее здание и кажется старым, но построили его в 1907 г. — взамен старого, обветшавшего еще в XIX в. Мечеть рассчитана на 3000 человек. Это крупнейшая в мире саманная постройка, созданная по местным строительным технологиям, рассчитанным на здешний жаркий и влажный климат. Благодаря толстым стенам во внутреннем молитвенном дворе всегда прохладно. Кибла — направление на Каабу в Мекке, -где красуются три минарета, выходит на рыночную площадь.

 

ПАНАМСКИЙ КАНАЛ, ПАНАМА

Это колоссальное инженерное сооружение было закончено в 1914 г. Канал тянется через Панамский перешеек, его длина — 80 км. Благодаря ему от Атлантики до Тихого океана можно добраться за считанные часы. Канал обеспечивает 5% объема мировой торговли.

МУЗЕЙ СОЛОМОНА ГУГГЕНХАЙМА, НЬЮ-ЙОРК, США

Музей Гуггенхайма построили в 1959 г. Это последняя крупная работа архитектора Франка Ллойда Райта. Напоминающий панцирь фасад стал одним из самых знаменитых мест в городе. Вдоль стен, мягкими волнами сбегающих вниз от спирального уступа наверху, размещена одна из лучших в мире коллекций современного искусства.

 

«МОСТ ЖЕНЩИНЫ», БУЭНОС-АЙРЕС,

АРГЕНТИНА «Мост женщины» построил в 1998 г. архитектор Сантьяго Калатрава, с целью придать гавани Буэнос-Айреса современный вид. Угловатая, но изящная конструкция напоминает пару, танцующую танго. Мост стал одним из символов Буэнос-Айреса.

 

СТАВКИРКА В ХЕДДАЛЕ, НОРВЕГИЯ

Собор Хеддала, построенный в середине XIII в. с использованием секретов мастерства викингов является самой большой каркасной церковью в Норвегии. Своим названием она обязана деревянным угловым опорам, на которых она держится. Стены и балки скреплены деревянными гвоздями, а внешние стены вымазаны дегтем. Внутри церкви сохранились настенные росписи XIV в.

 

РЕЙХСТАГ, БЕРЛИН, ГЕРМАНИЯ

Когда после объединения Германии в 1990 г. немецкий парламент переехал из Бонна в Берлин, британского архитектора Норманна Фостера пригласили сделать ремонт здания Рейхстага. Самый удивительный элемент здания — знаменитый стеклянный купол, символизирующий открьлость и прозрачность власти. С веранды на крыше купола можно полюбоваться городскими видами.

 

«ЭСПЛАНАДА» — ТЕАТРЫ У ЗАЛИВА, МАРИНА-БЕЙ, СИНГАПУР

Работы над этим развлекательным комплексом площадью в 4 га начались в 1992 г. после мелиорации земли в устье реки Сингапур. Считается, что основная идея его дизайна — гармония с природой, равновесие энергий инь и ян. Наверное, из-за остроконечной оболочки в виде алюминиевого навеса, прикрывающей стеклянный корпус театра и концертного зала, центр прозвали «дурианом», т.к. она напоминает кожуру местного фрукта К счастью, «Эспланада» не издает резкого противного запаха дуриана, из-за которого этот фрукт запрещено есть в общественных местах.