Капитолийские музеи вместо музеев Ватикана

Kapitoliyskie-muzei-540x270Светлые и просторные музеи Капитолия представляют собой идеальную обстановку для созерцания хранящихся в них образцов античного искусства. А тем временем на другом берегу Тибра, в музеях Ватикана, экспонаты задыхаются среди огромных толп посетителей

Грандиозная лестница, известная как Кордоната, приведет вас по пологому склону Капитолийского холма прямо на его вершину, где располагается построенная Микеланджело площадь Пьяцца-дель-Кампидольо. С одной стороны площади стоит Новый Дворец, а с другой — Дворец Консерваторов. Вместе эти здания образуют центральную часть комплекса Капитолийских музеев, где хранятся исключительные коллекции работ классической скульптуры и живописи. Архитектура площади отличается четкой геометрией линий и гармоничностью. Здесь относительно тихо благодаря отсутствию дорожного движения. Ватиканские музеи на противоположном берегу реки в сравнении с этим местом выглядят отчужденными и неуютными.

Как и положено современной европейской столице, Рим может похвастать своей долей оригинальных музеев — от музея, посвященного умственным расстройствам, до музея истории преступлений. Но на самом деле они не могут затмить огромные коллекции картин и античных статуй, выставленных в целой сотне полностью или частично открытых для публики дворцов города. Львиную долю гостей города привлекают музеи Ватикана — их ежегодно посещает более 4 миллионов туристов. Остальные галереи Рима уступают им по количеству посетителей. Музеи Капитолия, может быть, и более популярны, чем Национальная галерея античного искусства, но здесь никогда не бывает слишком больших толп туристов.

Главный вход в музеи — это белоснежный мраморный фасад Нового дворца, слева от Пьяцца-дель-Кампидольо. Пройдя по залу Философов, вдоль стен которого расставлены бюсты философов и статуи речных богов, вы попадете в восьмиугольное помещение, где вас ждет статуя Венеры, стыдливо прикрывающей мраморную наготу. В зале Умирающего галла вы увидите вызывающего искреннее сострадание умирающего воина, стойко терпящего боль поражения. В зале Голубей выставлены мозаики с виллы Адриана. Пройдя по подземному коридору, вы увидите галерею Лапидария с ее коллекцией эпиграфов, и Табулярий (бывшее хранилище архивов), где увидите остатки храма Вейовиса. Отсюда лестница выведет вас назад на поверхность, где в конце длинного коридора вас будет ожидать самый большой сюрприз — и это не один из экспонатов музея, а вид на Форум. С такой высоты его руины выглядят куда более гармонично.

Вернувшись на площадь, созданную Микеланджело, вы пройдете во внутренний двор Дворца Консерваторов, где увидите фрагменты колоссальной статуи императора Константина. Дальше ваш путь лежит наверх, к одному из самых полезных экспонатов музея — расположенной в зале Горациев и Куриациев серии фресок XVI-XVII вв., повествующих об истории Рима. Следующий этап экскурсии -картинная галерея. После обилия мрамора настоящим пиршеством для ваших глаз будут яркие красные тона «Крещения» Тициана и «Благовещения» Гарофало. Кроме того в галерее выставлены «Святой Иоанн Креститель» Караваджо, «Похищение Европы» Веронезе и несколько чудесных портретов работы Ван Дейка. Завершение визита — осмотр самого выдающегося экспоната, конной статуи Марка Аврелия.

Галерея Боргезе

У кардинала Шипионе Боргезе было достаточно денег и хороший вкус. И, что еще более важно, дядей у него был Папа Римский. В 1605 г. кардинал начал коллекционировать картины и скульптуры для своей виллы, которая в то время располагалась на окраине Рима. За всю жизнь ему удалось собрать поистине впечатляющую коллекцию. Самым удачным его решением было нанять на работу молодого художника Бернини. Не менее удачным было и решение, с которого, собственно, началась коллекция Боргезе -конфисковать сотню прекрасных полотен у художника Кавалера д’Арпино, учителя Караваджо.

В галерее Боргезе всего 20 залов, но среди них нет ни одного, который не заставил бы вас ахнуть от восхищения. 2-часовую экскурсию нужно заказывать заранее, но благодаря этому вы сможете осматривать экспонаты музея в гораздо более цивилизованной обстановке. На первом этаже выставлены скульптуры, в том числе — несколько прекрасных статуй Бернини. Увидев, как Плутон сжимает пальцами невероятно податливую мраморную плоть Прозерпины, вы сразу поймете, что у кардинала было настоящее чутье на талант. На втором этаже перед вами предстанет богатейшая коллекция живописи. Здесь сплошь и рядом настоящие жемчужины искусства -Тициан, Рафаэль и целых 6 холстов Караваджо. От переизбытка впечатлений можно не выдержать и уйти раньше, чем закончатся отведенные вам два часа.

 

Полезная информация

Как добраться Галерея Боргезе расположена на восточной стороне парка «Вилла Боргезе». Станция метро Spagna (линия А) находится на противоположной стороне парка, в 1,5 км от галереи.

Время работы 8.30-18.30, пн. — выходной день. Билеты нужно заказывать заранее, при этом вам будет предоставлено 2 часа на осмотр экспонатов.

Галерея Дориа-Памфили

Семейство Дориа-Памфили, наряду с Винздорами и Гетти, принадлежит к числу обладателей лучших частных коллекций живописи в мире. Представители этой римской династии собирали свою коллекцию, включающую в себя работы наиболее выдающихся мастеров эпохи Возрождения, с XVI в.

Войдя в музей, вы словно перенесетесь в другой мир. Зал Пуссена, заполненный реалистичными пейзажами, заставит вас забыть о том, что снаружи находится шумная Виа-дель-Корсо. Дальше — больше: вас ждет бальная комната, о какой может лишь мечтать любой продюсер исторических фильмов, и капелла с мумифицированными останками одного из членов семьи, а в самом сердце дворца — четыре позолоченных галереи, окружающие светлый дворик. Внимание здесь сразу привлекает написанный Веласкесом портрет Папы Иннокентия X (одного из членов династии Дориа-Памфили): его пурпурное одеяние, залитое светом, выделяется на фоне темных складок драпировки. Также здесь выставлено полотно Тициана «Саломея». Изображенная на нем девушка кажется слишком целомудренно прекрасной, чтобы нести на блюде голову Иоанна Крестителя. Среди других сокровищ коллекции -работы Рафаэля, филиппо Липпи, Караваджо, Тициана, а также завораживающий пейзаж с танцующими людьми работы Клода Лорена.

Если есть возможность, в галерею Дориа-Памфили лучше прийти в сумерки, чтобы понаблюдать чудесную игру света в роскошных хрустальных люстрах и позолоченных зеркалах.

 

Полезная информация

Как добраться Ближайшая станция метро — Colloseo (линия В). По улице Виа Корсо проходят десятки автобусных маршрутов.

Время работы 10.00-17.00, без выходных.

Национальная галерея античного искусства

Национальная галерея античного искусства, которую делят между собой два изысканных палаццо, вмещает сотни потрясающих холстов, но иногда сюда за целый день не заходит ни один посетитель. Здесь у вас есть все шансы оказаться в одиночестве среди зала, заполненного творениями сиенских мастеров или наедине с парой холстов Филиппо Липпи. С другой стороны, вы можете оказаться один на один и с таким жутковатым полотном, как «Юдифь и Олоферн» Караваджо.

Здания, в которых располагается галерея, заслуживают не меньше внимания, чем сами картины. Палаццо Барберини был построен по проекту Бернини, Борромини и Мадерно. Центральный элемент его архитектуры — это главный зал, украшенный фреской с ангелами работы Пьетро да Кортона. Это мастерски выполненное сложное произведение — воплощение роскоши эпохи барокко. Стоящий на другом берегу Тибра палаццо Корсини — наверное, самая недооцененная жемчужина Рима. В этом дворце, стоящем рядом со старыми Ботаническими садами, вас терпеливо ждут работы Рубенса, Ван Дейка и Джордано.

 

Полезная информация

Как добраться Палаццо Барберини находится всего в двух шагах от станции метро Barberini, на линии В, а палаццо Корсини — в северной части Трастевере, ближайшая станция метро — San Pietro. Сюда проще добраться на автобусе 23, 28, 65.

Этрусский музей, вилла Джулия

В самом центре Рима есть парк, в котором вы увидите озеро, зверинец, руины нескольких древнеримских строений, бесчисленные фонтаны и два музея, входящие в число лучших музеев мира. Это галерея Боргезе и Этрусский музей, размещающийся в здании виллы Джулия.

В то время, когда римляне все еще копались в грязи на своих семи холмах, их северные соседи, этруски, уже строили акведуки, мостовые и изящные храмы, украшенные изображениями Медузы в азиатском стиле. Хотя их искусство было архаичным и зачастую просто непостижимым, смеющиеся глаза Аполлона Вейского или непринужденное выражение любви, читающееся на лицах невесты и жениха в погребальной композиции, созданной 2500 лет назад, вызывает более теплую реакцию, чем тысяча римских статуй. Есть здесь и откровенно пугающие работы — например фриз, на котором Тидей изображен пожирающим мозг своего заклятого врага, Меланиппа.Самые лучшие экспонаты на этой вилле, принадлежащей когда-то Папе Римскому, — самые маленькие. Этруски были отличными ювелирами, и некоторые изделия в коллекции Кастеллани поистине восхитительны. Равных этим украшениям по красоте вы не найдете ни в одном магазине на шикарной Виа Кондотти.

 

Полезная информация

Как добраться Вилла Джулия находится в северной части парка «Вилла Боргезе», в 15 минутах ходьбы от станции метро Flaminio (линия А). Можно также доехать на трамвае 3 или 19.

Время работы 8.30-19.30, пн. — выходной день.

Национальный римский музей

Если все, что вы видели из классического искусства, сводится к рядам безликих и безносых мраморных бюстов, безголовых торсов и совершенно непонятных надписей, то Национальный римский музей внесет приятное разнообразие, продемонстрировав вам живую энергию все той же классической скульптуры. Здесь вы увидите горделивого правителя Селевкида, который даже в своей бронзовой наготе выглядит более уверенным в себе, чем любой из нас чувствовал бы себя в полном облачении, а также вызывающий недоумение бюст Юлия Цезаря с тогой, натянутой на голову. Но лучший из экспонатов — это конечно, знаменитый «Олимпиец», готовящийся бросить диск.

Поднявшись наверх, вы ощутите приятное возбуждение, глядя, как экскурсовод отпирает двойную дверь, чтобы проводить вас в галерею. Здесь были с любовной точностью восстановлены целые залы виллы Ливии, стоящей на Палатинском холме. Мозаики и фрески воспроизведены так живо, словно художник только что закончил свою работу.

Коллекция, хранящаяся в палаццо Массимо, -лучшая часть Национального римского музея. Но купив билет в музей, вы также получите возможность посетить расположенные поблизости бани Диоклетиана, где увидите две бронзовые скульптуры потрясающей красоты. Оба музея располагаются недалеко от вокзала Термини.

 

Полезная информация

Как добраться Музей находится в 5 минутах ходьбы от центрального римского вокзала «Термини» и недалеко от станции метро Republica (линия А).

Время работы 9.00-19.45, пн. — выходной день.

Древняя Остия

Хотя древняя Остия находится за пределами Рима, на поездку в метро к руинам этого древнего города у вас уйдет не больше времени, чем на стояние в очереди перед входом в Ватиканский музей. Древняя Остия в течение 600 лет была римским портом. После Геркуланума и Помпей это лучше всего сохранившийся древнеримский город в Италии. Пройдя по главной улице (Декуманус Максимус) к амфитеатру, вы минуете здания складов, бани и бар. Все эти места можно без труда узнать, не имея научной степени по археологии. Самое внушительное из строений — это Площадь гильдий, на которой в портиках вокруг огромного храма располагались конторы 61 мореходной компании. Каждый портик украшает оригинальная мозаика. Пройдя дальше в город, вы увидите, что здесь тесно соседствуют друг с другом богатство и нищета: бок о бок здесь располагаются мясной рынок, общественная уборная и целый ряд храмов — в том числе руины городской синагоги II в.

Если у вас достаточно времени, можно отправиться в круиз к Остии с римского моста Маркони. Если нет, постарайтесь остаться на мосту до заката: в это время солнце, отражаясь в море, заливает древние здания и высокие сосны ярким теплым светом.

 

Полезная информация

Как добраться Доехав на метро по линии В до станции Piramide или EUR Maglianas, садитесь на поезд «Лидо ди Остия» до древней Остии. Также можно сесть на теплоход «Баттели ди Рома», отправляющийся с моста Маркони.

Время работы вт. — сб.: 8.30-18.00; вс: 8.30-12.00 (в марте и октябре 8.30-17.00; с ноября по февраль 8.30-16.00).