Психоанализ Вены

aae824888dc1411ec97760dc4423c8f427492512Революционные теории

Критики Зигмунда Фрейда и его психоанализа часто припоминают, что особое значение, которое он приписывал сексуальным запретам людей, происходило оттого, что он работал в Вене начала XX века. Пациентами, которых он лечил и которые стали основой для его научных исследований, были в первую очередь женщины из слоя эмоционально зажатой, или — по собственным словам Фрейда -«сексуально подавленной» венской буржуазии.

Приверженцы Фрейда утверждают, что его неудобные теории никоим образом не утратили своей актуальности только потому, что венское общество того времени являлось идеальной почвой для его открытий. Консервативный истеблишмент Австро-Венгерской империи противился принципиально новым, потенциально разрушающим идеям всякого рода, будь то политика, искусство или наука. Как будто мало было эротических картин Густава Климта и Эгона Шиле, а также двенадцатитоновой музыки Амодла Шенберга, тут еще этот возмутитель спокойствия с теориями детской сексуальности, эдипова комплекса, зависти к пенису и стремления к смерти.

Однако не стоит забывать и о том, что если психоанализ использовать как метод исследования психики и лечения душевных и эмо-цональных нарушений, раскрывающих воздействие подсознания, то вряд ли стоит ожидать, что при этом наткнешься на что-то отрадное…

 

Терапия или болезнь?

Зигмунд Фрейд родился в 1856 году в еврейской семье в Мэрене (нынешняя Чехия) и вырос в Вене, где он в 1881 году получил ученую степень доктора медицины. Являясь доцентом на кафедре невропатологии в Вене, он открыл в 1886 году на Ратхаусгассе, 7, свой первый частный кабинет. В 1891 году он переехал на впоследствии ставшую знаменитой Берггассе, 19 (Вегддазэе), вблизи университета.

Во время своего полугодового пребывания в Париже Фрейд под руководством практикующего там врача Фана Мартина Шарко занимался нервными болезнями, особенно истерией, лечение которой проводилось при помощи гипноза и внушения. Вернувшись в Вену, Зигмунд Фрейд совместно с врачом Иосифом Брейером разработал теорию о том, что симптомы истерических пациентов напрямую объясняются психологической травмой, полученной в детстве.

Сначала Фрейд и Брейер пытались вскрывать такие посттравматические состояния посредством гипноза, но Фрейд вскоре обнаружил, что гораздо результативнее «погружать» пациентов в их подсознание методом свободных ассоциаций. При этом он разработал особенный метод анализа травм. Фрейд применял эту терапию не только к истерическим пациентам, но и к другим случаям душевных и эмоциональных нарушений. Мировую славу Фрейд снискал уже вскоре после публикации своих трудов, «Толкование сновидений» (1900) и «Психопатология обыденной жизни» (1901), в которой он анализировал ошибки в повседневном поведении, которые впоследствии стали называть «оговорки по Фрейду».

В дальнейшем в самой Вене теории Фрейда воспринимались не так уж позитивно. Могущественные католические высшие слои общества и буржуазия упрекали Фрейда в том, что его психоанализ приведет к тому, что в кино, театре, живописи и искусстве появятся ничем не сдерживаемые эротические представления. Философ Карл Поппер осуждал теории Фрейда заодно с марксизмом и говорил: «Все эти системы пытаются объяснить слишком многое».

Карл Краус писал в своем сатирическом журнале «Факел», что интеллектуальные литераторы, завсегдатаи кофе-Хаусов,   которые   встречались   в   «Кафе Гринштейдл», в первую очередь ожидают от Фрейда, что он поможет им развить свои теории о скрытых нервных и душевных состояниях. К тому же известно, что Фрейд сам завидовал прекрасному рассказчику и драматическому актеру Артуру Шнитцлеру, его психологической тонкости и знанию человеческой души. Вот как звучал полемически сформулированный взгляд Карла Крауса: «Психоанализ — это такая душевная болезнь, для лечения которой он существует».

Фрейд прекрасно сознавал, что его революционные идеи могут иметь губительные последствия, он сам называл это «чумой», которую он в 1909 году подхватил во время путешествия в Америку. Но не менее губительной для него была реакция венских коллег по медицине, которые часто встречали его новые методы лечения и плоды его исследований ледяным молчанием или равнодушием. В то время как врачи в Цюрихе, Берлине, Будапеште, Лондоне и Нью-Йорке восторгались Фрейдом, члены Венского медицинского общества называли его теории «невероятными» и «безумными».

 

Сторонники и противники

В 1902 году Зигмунд Фрейд основал «Психологическое общество по средам», которое обязано своим названием встречам его учеников в приемной на Берггассе, 19, по средам. Позже из этого общества возникло официальное Венское психоаналитическое сообщество, которое в 1910 году вошло во врачебную коллегию. К первым ученикам Фрейда причисляют Альфреда Адлера (1870-1937), убежденного социалиста, который отстаивал мнение, что, например, комплекс заниженной самооценки так же обусловлен социальными данностями, как и подсознанием пациента. Адлер является основателем психологии индивида, и особенно глубоко он занимался детской психологией. С1934 года он жил и работал в США, однако регулярно приезжал с лекциями в Европу.

 

Одним из виднейших и спорных учеников Фрейда был Карл

Густав Юнг (1875-1961). Потрясенный ранними трудами Фрейда, швейцарец в 1907 году переезжает в Вену. Юнг и Фрейд вначале прекрасно понимали друг друга, при их первой встрече на Берггассе, 19, они беседовали 13 часов подряд без перерыва. Так как противники Фрейда называли психоанализ «еврейской наукой», Фрейд надеялся, что благодаря поддержке Юнга его теории приобретут некоторую «респектабельность».

Но уже в 1912 году произошел разрыв, Юнг обратился к мистицизму и начал изучать христианскую и языческую мифологию, на основании которой он вывел свои архетипы и прочие концепции. Согласно воззрениям Юнга, Фрейд занимался почти исключительно сексуальностью, например, в случае эдипова конфликта: по теории Фрейда, мальчик на протяжении своего развития желает собственную мать и по этой причине конфликтует с отцом. Если пациент не может разрешить этот конфликт и во взрослом состоянии, возникает эдипов комплекс.

 

Почему именно в Вене?

Ирония всегда была основным «ингредиентом» венской жизни. Сам Фрейд отлично сознавал всю иронию ситуации, когда высказал неприемлемые мысли об инцестуозных чувствах сына к матери именно в том городе, который издавна превыше всего ценил душевное благополучие и покой. И поэтому всю жизнь чувством Фрейда к Вене было любовь и ненависть одновременно.

Фрейд покинул Вену только в июне 1938 года, через три месяца после аншлюса. В следующем году он умер в Лондоне, но его теории и по сей день не дают покоя научной мысли. Многие из них все еще критикуются из-за их преувеличенной сексуальности, но скорее эту критику следует отнести к тем шарлатанам, которые дискредитируют методы лечения Фрейда или неправильно их применяют. Но как бы там ни было, научные выводы венского врача о влиянии бессознательного на наше повседневное поведение никогда не исчезнут из европейского сознания.

Литература: Зигмунд Фрейд «Введение в психоанализ» (1938); Ирвин Д. Ялом «И Ницше плакал» (роман вышел на немецком языке впервые в 1994 г.).