Под парусом вокруг света

922470324Только аматоры могут назвать яхту предметом роскоши, уверен совладелец ТРЦ Dream Town Александр Меламуд. Опытный яхтсмен, под парусом он прошел тысячи километров, посетив самые необычные уголки мира. Теперь Меламуд планирует отправиться в кругосветное плавание.

 

Яхтами я грезил с детства. Как, впрочем, и все мои ровесники. Мы с мальчишками зачитывались приключенческими романами, представляли себя капитанами. Мечта меня никогда не покидала, но возможность осуществить ее появилась только в середине 1990-х. До этого круизных яхт для личного пользования просто не было. В СССР океанские парусники вроде «Товарища» или «Крузенштерна» были научными либо учебными судами, на которых ходили моряки — курсанты военно-морских училищ.

 

На встречу с судьбой

Первая яхта, которую я арендовал, называлась «Батьківщина». Сделали ее в Киеве: простая, самодельная парусно-моторная лодка из армоцемента, очень тяжелая. У этой яхты богатая история. В начале 2000-х она совершила несколько океанских походов, но из-за нехватки денег была продана в Австралии.

Я поехал на ней прокатиться, познакомился с капитаном. Киевлянин, совершенно сумасшедший мужик — яхтсмен, мастер спорта. Мы подружились, и те памятные первые плавания на «Батьківщине» я совершал под его чутким руководством. Как сейчас помню: май 1996-го, наш первый поход в Израиль длился шесть дней. Тепло, уютно, замечательная атмосфера. Я еще не капитан, но работу матроса исполнял усердно: стоял у штурвала, следил за ветром, за курсом, поправлял паруса и определял местоположение. Тогда GPS-навигаторов на яхтах не было, зато были старые военно-морские карты, по которым прокладывался курс.

Первый поход меня сильно вдохновил. После этого я получил удостоверение шкипера, и второе двухнедельное путешествие по Средиземному морю, в котором мне посчастливилось побывать, — от Барселоны до греческих островов — прошел уже в другом статусе.

О покупке яхты задумался уже тогда. Другое дело, что 20 лет назад я был молод, агрессивен и неопытен, поэтому хотел совместить невозможное — приобрести сверхскоростную яхту для длительных путешествий, оборудованную современной техникой, и в то же время компактную, чтобы управлять командой из трех человек. Спустя время я понял, что так не бывает. Скорость яхты определяет соотношение ее длины к ширине: чем оно больше, тем яхта быстроходнее. Получается, что самая скоростная яхта — самая длинная и узкая, а для круизов, где хочешь ширины и обитаемости, это неудобно. Поэтому выбирай из двух: либо жертвуй скоростью, либо комфортом. Я убежден: яхта должна идти только под парусами. Моторная лодка не даст подобных ощущений. Это как автомобиль и лошадь: первый движется быстро, он удобен, комфортен, а лошадь — живая, поэтому с ней каждое путешествие — приключение. Но высший класс — деревянная парусная яхта, это как необыкновенный чистокровный арабский скакун. Я хотел именно такую.

 

Знакомство с «Синей птицей»

Впервые я увидел ее в одном из киевских ангаров — над яхтой уже почти семь лет трудились талантливые мастера. Я выкупил ее и после сделки занимался усовершенствованием еще два года. Мачту приобрели в Голландии, двигатель поставила Volvo Penta, паруса и лебедки делались вручную, электроника импортная — я вложил в нее $300 000. В 2000 году мы торжественно спустили яхту — 15-метровую, спортивную — на воду в районе Конча-Заспы. Назвал я ее «Синей птицей» — Blue Bird. С ней вместе мы проходили почти 10 лет, это были незабываемые путешествия. Пару раз попадал в очень серьезные шторма на юге Эгейского моря. Ветер был примерно 50 узлов. Ночь. Убрали все паруса и неслись с сумасшедшей скоростью. Вот тогда было тяжело. Но лодка прощает ошибки. Все эти истории о кораблекрушениях — сказки для сюжета. Скорее утонет огромный лайнер, чем правильная парусная яхта размером 20 м.

Blue Bird ходила в основном по Средиземному морю. Для дальних путешествий — в Полинезию, Австралию и Южную Америку, по Индийскому океану — арендовал большие круиз-ные яхты с маленькой командой.

 

Правила яхтсмена

На яхте я совершил более 20 путешествий и вот какие особенности могу отметить. Отправляясь в дальнее плавание, вы должны знать международные морские правила. При входе в порт необходимо вывесить желтый флаг и дождаться, пока к вам подплывут контрольные службы. В территориальных водах принято вывешивать два флага: флаг вашей страны и той, в чьих водах вы находитесь. Есть государства, где проход свободный, а есть такие, где для этого требуется купить специальное разрешение. Нужно знать правила таможенной и пограничной службы страны. Например, в Новую Зеландию нельзя ввозить еду. Кроме того, не забывайте ставить штамп о прибытии в паспорте.

Для управления яхтой совсем необязательно набирать большую команду.   Для управления вам необходимо будет пройти обучение яхтингу. Три вахтенные смены — необходимый минимум для длительных путешествий. Достаточно трех человек, которые могут стоять у штурвала. Количество людей на борту имеет значение: если идти в длительное плавание, очень важен психологический комфорт, а в этой ситуации чем меньше лишних людей — тем лучше. Бренд или дизайн яхты не первоочередные детали, главное — это ощущения, которые испытываешь, впервые ступая на лодку. Важно почувствовать ход, как яхта слушается штурвал, как реагирует на паруса.

Не люблю смотреть яхты в ангарах, мне больше нравится, когда они стоят в порту, а еще лучше — вдоль пирсов городских набережных, среди шумной жизни. Я всегда обращаю внимание на детали: как устроены лебедки, какова установка подачи свежего воздуха на лодке. Рассматривать могу бесконечно долго.

Спустя годы плавания на яхте я понял, что для меня главное уже не скорость, а комфорт. Я продал Blue Bird человеку, который ее строил, и приготовился к строительству новой лодки: деревянной, круизной, для долгих путешествий, 24-27 м в длину, очень современной внутри, а снаружи стилизованной под старый фрегат с пушкой. Мы успели сделать макет, на котором даже прорисовали тиковую палубу и обозначили, что паруса должны закручиваться в гик. Стали планировать строительство, и тут внезапно погибает проектировщик. Мы приостановили проект, а вскоре начались революция и кризис. Я пообещал себе: как только выйдем из этой сложной ситуации, возобновлю строительство яхты. Вариантов нет, ведь впереди — кругосветное путешествие.

 

За буйки и обратно

Идею отправиться в кругосветное путешествие я вынашивал много лет. Маршрут разработал еще во время первых плаваний на яхте, с тех пор он не поменялся. Старт — в акватории Черного моря. Проходим Босфор, Дарданеллы, пересекаем Средиземное море и выходим к Гибралтару. От него нужно идти на Канарские острова. Есть несколько вариантов дальнейшего маршрута: можно спуститься до островов Зеленого Мыса, а можно, не спускаясь, плыть к Карибскому бассейну. Главное — на пути из Европы в Америку идти по нижнему полушарию, а возвращаться по верхнему, чтобы использовать ветра и течения. Атлантику лучше всего пересекать в апреле: с конца мая может начаться сезон ураганов. К этому времени желательно успеть пройти вглубь Карибского бассейна. Между Панамским каналом и Галапагосскими островами почти всегда штиль, поэтому рискуешь ползти очень долго и немножко заскучать. Затем можно спуститься до Чили или напрямую идти на Полинезию, захватив остров Пасхи. Единственная проблема с этим островом — там нет удобных бухт для стоянки. А дальше начинается сказочной красоты мир, пахнущий кокосами, — французская Полинезия. Регион, где должен побывать каждый. Здесь войны закончились вместе с эпохой каннибализма, еды — сколько душе угодно, круглый год тепло, поэтому можно жить под навесами без стен. Полинезийцы всегда улыбаются, ходят с цветочками в ушах. Когда у девушки цветок за правым ухом — это означает, что она ищет мужа, за левым — уже замужем.

Впереди Новая Зеландия и Соломоновы острова, только там можно походить пару лет и порадоваться жизни. После идем на Австралию, огибаем Большой Барьерный риф, останавливаемся в городе Дарвин, попадаем в Индийский океан, где движемся к экватору до Мальдивских островов.

Идти в Средиземное море можно через «Ворота слез» — Баб-эль-Мандебский пролив, но он опасен из-за сомалийских пиратов. Поэтому мы огибаем Африку с юга и попадаем в южно-атлантические пассаты — сильные и стабильные ветра — и с очень большой скоростью несемся к концу своего путешествия. По пути нас ждут остров Святой Елены, где доживал свои последние дни Наполеон Бонапарт, и вновь Канарские острова. Круг замкнулся. Кругосветное путешествие заканчивается там, где вы пересекли точку начала своего пути.

Это займет около трех-четырех лет. Пока я не готов круто изменить свою жизнь на такой срок, поэтому придумал комбинированный вариант: с возможностью останавливаться в порту, улетать в Киев, а затем снова возвращаться на яхту и продолжать путешествие. Одно знаю точно — отправлюсь в этот путь только на своей новой яхте. Имя ей я еще не придумал. Как только увижу готовую — назову.