Немного о культуре Милана

santa-maria-del-foreАрхитектура

Милан нельзя назвать городом великой архитектуры, но в самых выдающихся из его зданий отразились главные черты эпохи, в которую они были возведены. Дуомо, постройка которого была начата в XIV веке по велению Джан Галеаццо Висконти, для миланцев стал способом воплотить в камне их веру в себя. В следующем веке свой след в Милане оставили Сфорца, созвав лучших архитекторов итальянского Ренессанса и построив Кастелло Сфорцеско из красного кирпича. И что еще может быть столь же эффектным свидетельством коммерческого успеха XIX века, как не монументальная галерея Виктора Эммануила II? Что до эпохи фашизма, начавшейся в 1919 году с приходом к власти Муссолини, ее квинтэссенция выражена в пышном здании Центрального вокзала. Архитектура эпохи постмодернизма не во всех случаях пошла городу на пользу, но элегантные линии здания Пирелли, построенного в 1960-х годах — первого итальянского небоскреба — говорят о стремлении заглянуть в будущее.

 

Столица моды

Каждый год модные показы в золотом четырехугольнике подтверждают статус Милана как мирового центра моды и эталона элегантности. Мастерство миланцев основано на вековых традициях, а с конца Второй мировой войны — на тщательном планировании в индустрии моды и дизайна — и с каким успехом! Благодаря системе коммерческих связей с остальным миром, в него стекаются лучшие из лучших дизайнеров Апеннинского полуострова, в первую очередь — из Флоренции. Миланские салоны не замыкаются лишь на одежде. Здесь проходят выставки дизайна жилых и офисных помещений, а ежегодный мебельный салон (Salone del Mobile) стал настоящим событием. Выставка Триеннале посвящена декоративному искусству; она проходит в Palazzo dell’Arte, а с 2006 года еще и в квартале Bovisa.

 

Леонардо да Винчи

Тосканец по рождению, но миланец по собственному выбору, Леонардо да Винчи приехал в Милан в 1482 году в возрасте 30 лет по приглашению герцога Миланского. Он был музыкантом, инженером, делал декорации и костюмы для придворных праздников и занимался множеством других проектов, порожденных его бесконечной изобретательностью. Помимо всех этих выдающихся качеств он был мастером живописи. Мы спрашиваем себя, почему Леонардо оставил Флоренцию, в которой в то время художественная жизнь била ключом, на самом пике своей карьеры? Несомненно, ему невозможно было устоять перед роскошью двора Сфорца и полной свободой, предоставленной ему герцогом. Леонардо пробыл в Милане в общей сложности 24 года, и именно там его гений выразил себя наиболее полно -в Милане он написал «Джоконду» (сейчас находится в парижском Лувре), «Тайную вечерю» (для церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане) и «Портрет музыканта» (Пинакотека Амброзиана в Милане). Он также разработал систему каналов Милана. Он был неутомимым изобретателем, проектировал летающие машины, танки и тысячи других вещей. Он вдохновил последующие поколения художников и мыслителей.

 

Алессандро Мандзони

Алессандро Мандзони, родившегося в Милане в 1785 году, почитают по всей Италии за исторический роман «Обрученные». Интрига романа, развертывающегося на историческом фоне Ломбардии начала XVII века, основана на любви двух молодых крестьян Ренцо и Лючии, которой угрожает властный аристократ и предательство приходского священника. Смелая идея сделать главными героями романа людей из народа сочеталась с использованием нового прозаического языка, доступного большинству людей, в стране, все еще раздробленной на части многочисленными диалектами. Роман Мандзони произвел сенсацию в момент своего выхода в 1827 году, и члены движения Рисорджименто тут же приняли его, как книгу, выразившую их собственные мечты об объединении нации. Когда в 1859 году была провозглашена независимость Ломбардии, Мандзони стал сенатором, и до самой смерти в 1873 году в Милане он оставался одним из самых уважаемых людей своего времени.

 

СанСиро

В сознании миланцев футбол занимает то же место, что и еда, мода и бизнес. Тем более, после того, как в городе появились два престижных футбольных клуба — «Интер» и «Милан». Если вам захочется увидеть замечательный памятник, возведенный по этому случаю, в воскресный день во время футбольного сезона отправляйтесь на станцию метро Lotto и проследуйте за потоком болельщиков до стадиона Сан-Сиро (официальное название — Стадион Джузеппе Меацца). В этом величественном здании постройки 1920-х годов по проекту Пьеро Пирелли скромная футбольная площадка преобразилась в настоящий современный храм из бетона, стекла и металла. Здесь около 90000 человек могут одновременно прочувствовать ту неповторимую смесь религиозного экстаза и театрального представления, каковой является итальянский футбол. Сегодня стадион выглядит еще более представительно. В Италии, если речь идет о футболе, деньги — не проблема. Реконструкция Сан-Сиро к чемпионату мира 1990 годаобошлась в колоссальные суммы. На  стадионе проходят организованные экскурсии; во внутренних помещениях расположен музей футбола, прослеживающий историю двух миланских клубов.