Старый город

11Собор Святого Стефана

Великолепный собор Святого Стефана расположен в самом сердце Вены. Это лучшее место для начала знакомства с ней. Куда бы вы ни направились в Старом городе, все дороги приведут вас к собору. Собор высится над австрийской столицей вот уже более восьми веков.

Он видел пожары, его стены подвергались ударам турецких пушечных ядер, а потом немецких и советских бомб. Особое очарование собору придает асимметрия 137-метрового шпиля (венцы называют его «штеффль») — он слегка смещен в сторону. По 343 ступенькам можно подняться на смотровую площадку, откуда открывается прекрасный вид на север до Чехии, а на юго-восток до Альп.

Главный портал имеет собственное имя — Ризентор (Врата гиганта). Во время строительства собора в XIII в. здесь обнаружили огромную кость. Было решено, что она принадлежала гиганту, погибшему во время Великого потопа. Впоследствии ученые выяснили, что это была коленная чашечка мамонта.

Западный фасад собора выдержан в романском стиле, колокольня — в готическом, а алтари — в стиле барокко. Собор символизирует талант Вены к компромиссам. В его облике гармонично сочетаются суровость, достоинство и роскошь трех архитектурных стилей. Романская постройка (1240) отчетливо видна в потрясающей Хайдентюрме. Среди статуй обратите внимание на изображение грифона и Самсона, раздирающего пасть льву. Над входом изображены Иисус и двенадцать апостолов, а также драконы, львы, рептилии и птицы, символизирующие злых духов, изгоняемых из святой церкви.

Готический собор, который предстает перед нами сегодня, был построен в XIV-XV вв. Габсбурги обратились к папе римскому с просьбой сделать Вену епископством и, чтобы произвести впечатление, решили пристроить к собору вторую колокольню. Но отцы города предпочли потратить деньги на городские укрепления, поскольку Вене постоянно угрожали турки и протестанты.

Северная башня так и не была достроена. Лишь в 1578 г. ее увенчали изящным куполом в стиле ренессанса. С этой башни (сюда можно подняться на лифте) открывается прекрасный вид на город. В ней находится 20-тонный колокол Пуммерин — копия колокола, отлитого из бронзы турецких пушек, захваченных после осады 1683 г. Оригинальный колокол погиб во время пожара в 1945 г. Пуммерин звонит только по особым случаям, например на Новый год.

В центральном проходе собора находится изящная резная готическая кафедра работы мастера Антона Пилграма (1455-1515). На вершине винтовой лестницы скульптор поместил фигуры отцов Церкви — Августина, Григория, Иеронима и Амвросия. Изобразил он и себя — смотрящим из-под лестницы. Не страдавший особой скромностью, Пилграм изобразил себя и у подножия гигантского каменного основания органа в северном проходе.

Слева от главного алтаря находится резной деревянный Венский алтарь. Справа расположена мраморная гробница императора Фридриха III (ум. 1493). Венцы почтили его за то, что он сумел сделать город епископством и изобрел земель, маленькую булочку, без которой не обходится ни одна трапеза.

По воскресеньям и праздникам месса начинается в 10.15 (в июле и августе в 9.30). По собору и его крыше проводятся организованные экскурсии. Можно также посетить катакомбы:

Напротив собора Святого Стефана находится весьма примечательный дом Хааса, большое здание скругленной формы, в окнах которого можно увидеть искаженное отражение собора. Этот дом между Грабеном и площадью Штефансплац был построен в 1990 г. по проекту Ханса Холляйна. Штефансплац переходит в Шток-им-Айзенплац (Stock-im-Eisen-Platz). В буквальном переводе название этой площади звучит как «палка, воткнутая в железо» и происходит от искривленного старого дерева, которое до сих пор находится на углу Грабена и Карнтнерштрассе. В Средние века кузнецы, отправлявшиеся в странствие, забивали гвоздь в это дерево на удачу. Сегодня гвозди закрыты прозрачным пластиком.

К востоку от собора Св. Стефана

Если вам нужно где-нибудь отдохнуть после осмотра собора, идите на восток по Ротентурмштрассе (Rotenturmstrasse) к одному из уличных кафе на уютной маленькой площади Лугек (Lugeck), на которой, однако, 300 лет назад вешали грабителей.

Или пройдите дальше, на Фляйшмаркт (Fleischmarkt), где в доме № 11 находится старейшая таверна Вены Grie-chenbeisl (1490). Когда-то здесь любили бывать Моцарт, Бетховен, Шуберт, Штраус и Марк Твен, а еще Маркс Августин.

За углом, на Грасхофгассе (Grashofgasse), вы увидите симпатичный дворик аббатства Хайлигенкройцерхоф XVII в. Это один из самых красивых уголков города. Рядом находится любопытный дом Базилискенхаус (Schonlatern-gasse, 7) — объект средневековых суеверий: считалось, что в колодце этого дома живет василиск — наполовину петух, наполовину ящерица, —

который своим ядовитым дыханием отравлял питьевую воду. Справиться с чудовищем сумел хитроумный ученик пекаря. Он показал василиску его собственное отражение в зеркале, чем напугал его до смерти.

Совсем рядом находится Старый университет (1365), в этом здании жил Франц Шуберт в бытность свою участником Венского хора мальчиков. Старый университет закрыли в 1848 г., после студенческих выступлений против автократического режима Меттерниха. Горячие головы были изгнаны из Старого города и распределены по учебным заведениям, расположенным во внешних районах города. Новый университет открылся в 1884 г., но теперь он находился на внешней стороне Ринга.

На Бакерштрассе, в барочном доме, расположился старинный ресторан «Schmauswaberl» (Backerstrasse, 16). Студентов здесь подкармливали остатками с кухонь Хофбурга. Напротив, в доме № 7 с элегантным ренессансным двориком, жила Жорж Санд.

Пересекаем оживленную улицу Вольцайль и выходим к дому, в котором с 1784 по 1787 г. жил Вольфганг Амадей Моцарт (Domgasse, 5).

Сегодня дом превращен в музей Венский дом Моцарта. Музей был полностью реконструирован и вновь открыт к 250-летию великого композитора, которое отмечалось в 2006 г. Здесь Моцарт написал 11 фортепьянных концертов, а также концерт для рожка, два квинтета, четыре квартета, три трио, три фортепьянные сонаты, две скрипичные сонаты и оперу «Женитьба Фигаро». Сразу за углом, на Раухенштайнгассе, композитор работал над «Реквиемом», но смерть не дала завершить его. Великий композитор был похоронен в общей могиле на кладбище Св. Марка.

Советуем прогуляться по очаровательному комплексу Fahnrichshof на углу Блутгассе и Сингерштрассе. Он состоит из студий художников, галерей, бутиков, апартаментов и садов — это настоящий символ восстановления города из руин после Второй мировой войны. Соседняя площадь Францисканерплац представляет собой великолепный барочный ансамбль: фонтан XVIII в. со статуей

Моисея работы Иоганна Мартина Фишера, элегантная церковь Францисканеркирхе (пн-сб 7.30-11.30,14.30-17.30) и очаровательное кафе «Kleines», со вкусом реконструированное Германом Чехом.

 

От Карнтнерштрассе к Альбертинаплац

Карнтнерштрассе (Karntnerstrasse) некогда была главной городской магистралью, проходящей с севера на юг. За городом трасса уходила в Каринтию и дальше в Триест на берегу Адриатического моря. Улица всегда была центром венской общественной жизни. И это неудивительно, ведь здесь центр религиозной и культурной жизни города: на одном ее конце находится собор Святого Стефана, а на другом — Венская опера.

Карнтнерштрассе давно стала пешеходной и торговой, но это не пошло ей на пользу: огромные вывески таких заведений, как «Burger King», ее совсем не украшают. В то же время здесь располагаются некоторые старинные магазины, например Lobmeyr (№ 26), открывшийся еще в 1823 г. Дальше по улице находится готическая церковь Мальтезеркирхе (№ 37), ее построили рыцари-госпитальеры.

За Карнтнерштрассе, на Нойер-Маркт, находится церковь   Капуцинеркирхе (церковь монахов-капуцинов). Под ней расположена императорская гробница XVII в. — Кайзергруфт, называемая также Капуцинергруфт. Среди гробниц и саркофагов, в которых покоятся останки 140 представителей династии Габсбургов, выделяется двойной саркофаг Марии Терезии и ее супруга, Франсуа Лотарингского. Последнее захоронение относится к 1989 г. В церкви капуцинов была похоронена Зита, супруга последнего императора Карла I, который отрекся от трона в 1918 г. и был похоронен на Мадейре. Самыми любимыми Габсбургами в Вене были и остаются Франц Иосиф и его супруга Елизавета (Сисси). На их саркофагах часто лежат цветы.

На Филармоникерштрассе находится отель «Sacher», который принял первых гостей в 1882 г. Его первая хозяйка, Анна Захер, вела дело с большим вкусом. В отеле останавливались придворные, аристократы, дипломаты и просто богатые и знаменитые. Они часто оставляли свои автографы на скатертях, а потом эти подписи увековечивали вышивкой. Знаменитый шоколадный торт «Захер» на 50 лет старше отеля. Франц Захер создал его в 1832 г. для канцлера Меттерниха, которому нужно было чем-нибудь удивить своих гостей на важном банкете.

На пересечении Карнтнерштрассе и Рингштрассе находится Венская опера (Staatsoper; организованные экскурсии в 13.00, 14.00 и 15.00; вход платный). Первый оперный театр открылся в 1869 г. и сразу же подвергся такой ожесточенной критике, что один из архитекторов, Эдвард ван дер Нюль, даже покончил с собой. В 1945 г. театр в результате бомбардировок был почти стерт с лица земли, но его восстановили по оригинальному проекту.

Венская опера имеет свой небольшой музей. Он расположен рядом (карта находится на стене театра). В музее рассказывается о постановках знаменитого театра. Но гораздо больше информации об оркестре, на основе которого был создан Венский филармонический оркестр, вы получите в соседнем Доме музыки. Музей занимает три этажа. На первом находится экспозиция, посвященная истории Венского филармонического оркестра; тут можно даже сочинить собственный вальс. Наверху находится Клангмузей с интерактивными экспонатами. Экспозиция на третьем этаже рассказывает о жизни и творчестве знаменитых композиторов, которые работали в Австрии.

За Венской оперой находится Альбертинаплац. На дальней стороне этой площади вы увидите дворец семьи Лобковиц, где сегодня располагается Австрийский музей театра. Здесь выставлены макеты театров, театральные костюмы и декорации. Очень хорош богато украшенный Героический зал, где впервые была исполнена Третья симфония Бетховена.

На Альбертинаплац установлен Монумент жертвам войны и фашизма (1991) работы Альфреда Хрдлички. Перед каменными воротами, символизирующими тоталитарные режимы, стоит коленопреклоненная бронзовая фигура, напоминающая об унижении евреев, которых нацисты заставляли мыть тротуары зубными щетками.

Напротив памятника расположен дворец Габсбургов Альбертина, где находится музей графики.

Основанный в 1781 г., музей был назван в честь зятя Марии Терезии — герцога Альберта Заксен-Тешена. Сегодня во дворце хранится одна из лучших в мире коллекций графических работ — более 60 тысяч оригинальных рисунков и более миллиона гравюр. В коллекции представлены работы самых известных художников с XV в. до наших дней, в том числе Дюрера, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Бердслея и Гроша.

Отреставрированы и его залы. Кроме того, музей получил новые выставочные площади, а также помещения для хранения и реставрации

экспонатов. Любой находящийся в нем рисунок можно увидеть по письменному запросу.

Чуть ниже Альбертины находится недавно реконструированный Музей кино. Здесь постоянно демонстрируются артхаусные и исторические фильмы из обширного архива музея.

 

Грабен и еврейский квартал

На северо-запад от Штефансплац уходит Грабен. Эта улица вместе с соседними Кольмаркт и Доротеергассе является центром самого модного квартала Вены. Здесь находятся изысканные магазины и лучшие кофейни. В конце эпохи Габсбургов улица была печально известна грабенскими нимфами — так в Вене называли «ночных бабочек». Грабен переходит в Наглергассе. Это южная граница римского поселения Виндобона. На востоке его сегодня ограничивает Ротентурмштрассе, на севере — Зальцгриз, а на западе — Тифер-Грабен.

Ныне Грабен — это пешеходная зона. Главная его достопримечательность — оригинальный массивный памятник, установленный в честь спасения города от чумы в 1679 г. Чумной столб (Pestsaule) символизирует смирение перед Богом и бессилие перед этой страшной болезнью. Более светлый символ веры — церковь Петерскирхе, ее строительство было начато в 1702 г. Габриэлем Монтани, а завершено Иоганном Лукасом фон Хильдебрандтом. В огромном овальном церковном нефе установлены ряды резных скамеек, каждую из которых украшают три головки ангелов.

Петерскирхе — это символ венского барокко, для которого характерно гармоничное сочетание простоты и роскоши. Южнее Штефансплац — находится Еврейский музей , появившийся относительно недавно, в 1993 г.

Он размещается во дворце XVIII в., некогда принадлежавшем богатому еврейскому банкиру Эскелесу. В музее вы познакомитесь с историей еврейской общины города начиная со Средних веков. Вы узнаете, какой огромный вклад внесли евреи в венскую культуру. Специальный отдел музея посвящен страданиям этого народа в годы Второй мировой войны. Здесь проводятся также временные выставки, обычно посвященные известным художникам, писателям и другим историческим личностям, жившим и работавшим в Вене. Несмотря на трагическую историю общины, в музее царит позитивная атмосфера. Здесь есть уютное кафе, а на первом этаже работает интересный книжный магазин.

Старый еврейский квартал занимает большую территорию севернее Штефансплац и Грабена. Его центром до погрома 1421 г. являлась Юденплац (Еврейская площадь). Во время погрома синагогу снесли, а камни использовали для расширения Старого университета. Обнаруженные археологами остатки синагоги теперь являются частью обширного Музея венской Юденплац, открывшегося в 2000 г. как филиал Еврейского музея на Доротеергассе. На площади находится Мемориал жертв холокоста. Построенный по проекту Рэчел Уайтрид, он представляет собой библиотеку, «вывернутую наизнанку». Полки с закрытыми книгами глядят наружу, а не внутрь. Памятник посвящен 65 тысячам австрийских евреев, уничтоженных фашистами.

После «хрустальной ночи», устроенной нацистами в 1938 г., из 24 синагог Вены уцелела только одна (Seiten-stettengasse, 4), в ней сегодня действует Еврейский центр, а рядом расположен кошерный ресторан (организованные экскурсии: пн-чт 11.00 и 15.00; комбинированный билет в музеи позволит посетить синагогу бесплатно). Синагога располагается за жилым кварталом и необычным домом архитектора Йозефа Корнхаузеля — Корнхаузельтурм (1827). В этом доме он жил, и здесь же находилась его студия. Когда архитектор

ссорился со своей сварливой женой, он поднимал перекидной мост, и к нему нельзя было попасть.

За углом находится старейшая церковь города — увитая плющом Рупрехтскирхе, возведенная во имя святого Руперта, покровителя торговцев солью (в прошлом соль ценилась очень высоко). Отсюда по Юденгассе вы легко доберетесь до Хохер-Маркт. Некогда здесь находился форум римской Виндобоны, а сегодня расположен небольшой музей, где можно увидеть развалины двух римских домов, обнажившиеся после бомбардировок 1945 г. На восточной стороне площади всеобщее внимание неизменно привлекает жемчужина венского китча — Анкерур, часы, установленные в 1911 г. страховой компанией. В полдень в них появляются фигуры Карла Великого, принца Евгения Савойского, Марии Терезии, Иозефа Гайдна и других знаменитых людей.

В западной части Хохер-Маркт сверните на Марк-Аурел-штрассе. Улица была названа в честь римского императора Марка Аврелия, скончавшегося в Вене в 180 г. н. э. Налево уходит Сальваторгассе, она тянется за старой ратушей, где сейчас находится Архив австрийского Сопротивления, и за великолепным портиком Сальваторкапеллы, в котором гармонично сочетаются итальянский ренессанс и позднеготиче-ская австрийская скульптура. За капеллой высится стройная готическая церковь Мария-ам-Гештаде XIV в. Когда-то от нее открывался вид на Дунай. Обратите внимание на изящную колокольню, элегантный портик и готические витражи над хорами.

 

Плац-ам-Хоф

Через Юденплац возвращаемся на просторную Плац-ам-Хоф (Platz am Hof), самую большую площадь в старой части города. В 1150 г. герцоги Бабенберги, предшественники Габсбургов, построили на этом месте крепость. Она служила и военным укреплением, и дворцом, где устраивались торжества. В 1165 г. здесь проходил грандиозный прием в честь германского императора

Фридриха Барбароссы. В 1667 г. в честь победы над шведской армией в Тридцатилетней войне на площади была воздвигнута колонна Богоматери (Mariensaule).

Именно на этой площади находился фонарь, на котором во время революции 1848 г. повесили военного министра Теодора Латура. В барочной церкви Ам Хоф в 1806 г. был торжественно провозглашен конец Священной Римской империи, о которой говорили, что она не священная, не Римская и даже не империя.

Влево от церкви уходит узкая улочка, на которой находится Музей часов. Он занимает одно из старейших зданий Вены. Обратите внимание на красивую винтовую лестницу и интереснейшие экспонаты. Тут можно увидеть фрагменты оригинальных часов собора Святого Стефана (1699) и астрономические часы XVIII в. работы немецкого часовщика Давида Каэтано.

Возле Херренгассе

На Богнергассе обратите внимание на великолепный фасад аптеки Энгеля (1907), выдержанный в стиле югендстиль. Отсюда по узкой, мощенной булыжником Наглергассе возвращаемся в средневековую Вену. Улочка выводит нас на треугольную площадь Фрайюнг. Здесь внимание приковывает дворец Харрах (1690). Когда-то в нем работала кухаркой мать Гайдна. Сегодня здесь проводятся временные выставки, организуемые Музеем истории искусств. Другое примечательное здание на площади — Шоттенкирхе (Шотландская церковь), построенная еще в XII в. шотландскими и ирландскими монахами-бенедиктинцами. В бывших монастырских помещениях находится великолепная картинная галерея.

Севернее Фрайюнга, прямо перед Рингштрассе, Шоттенгассе приводит нас к бастиону Мёлькер и к дому Пасквалати.

В 1803-1815 гг. в нем по приглашению своего друга и покровителя барона Иоганна Баптиста Пасквалати несколько раз останавливался Бетховен. Здесь великий композитор сочинил несколько фрагментов оперы «Фиделио», а также Четвертую и Седьмую симфонии и фортепианный концерт (оп. 58). Это один из трех венских домов, связанных с именем Бетховена и превращенных в музеи.

Южнее Фрайюнга начинается Херренгассе, главная транспортная артерия Старого города. Вдоль этой улицы выстроились элегантные барочные и необарочные дворцы, которые сегодня занимают государственные учреждения и посольства. Тут же находится дворец Ферстель XVIII в., превращенный в стильную торговую аркаду «Фрайюнг-пассаж», а также отреставрированное кафе «Central», лучшая кофейня Вены до Первой мировой войны. Наверху в золоченых интерьерах старинной биржи расположился шикарный ресторан.

Херренгассе приводит нас на Михаэлерплац, к Хофбургу. Императорская приходская церковь Михаэлеркирхе (открыто: ежедневно 7.00-22.00) являет собой сочетание романского стиля, готики и барокко. Дом № 5 — знаменитый Лоосхаус, ныне превращенный в банк. Тогда, в 1910 г., его автор Адольф Лоос шокировал многих сугубо функциональным использованием прекрасных

материалов. Император Франц Иосиф настолько ненавидел «невыносимо голый» фасад этого дома, что перестал выезжать из Хофбурга через ворота Михаэлертор.