Новая Италия. Современные направления в искусстве

23К XVIII веку Италия начала бунтовать против многолетнего иностранного влияния — сначала французского во времена Наполеона, а затем австрийского. И хотя новые идеи политического единства уже формировались, в искусстве было лишь одно новшество — картины и гравюры с достопримечательностями, наиболее заметные в Венеции, которые служили в качестве сувениров для европейских участников больших путешествий. Самые известные живописцы этой школы — Франческо Гварди (1712-93) и Джованни Антонио Канале (1697-1768).

И хотя Италия медленно приближалась к единству, города XIX столетия оставались такими же, как и в течение многих веков — это были отдельные центры культуры с сильно отличающимися стилями жизни. Высшим искусством того периода была музыка, а преобладающей темой изобразительного искусства -целомудрие.

Неоклассицизм был главным художественным движением той эпохи, а его лучшим итальянским представителем являлся скульптор Антонио Канова (1757-1822). Канова отказался от движения в пользу неподвижности, от эмоций в пользу сдержанности и от иллюзий в пользу простоты. Его самая известная работа смелая скульптура Паолины Бонапарта Боргезе в образе Венере винчитриче (торжествующей Венеры) в Музее и галерее Боргезе в Риме.

Канова стал последним итальянским художником того времени, завоевавшим международную известность. Итальянская архитектура, скульптура и живопись около 400 лет играла главную роль в культурной жизни Европы, но со смертью Кановы в 1822 году это превосходство подошло к концу.

 

Современные направления в искусстве

Два главных движения итальянского искусства во время Первой мировой войны достаточно сильно отличались друг от друга. Футуризм во главе с поэтом Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944) и живописцем Умберто Боччони (1882-1916) искал новые способы выражения динамизма века машин. Метафизическая живопись (Питтура метафизика), напротив, смотрела вглубь и создавала таинственные образы из мира подсознания.

Футуризм требовал новое искусство для нового мира и осуждал любую попытку вернуться к искусству прошлого. Все началось с публикации Манифест дель футуризма (Манифест футуризма; 1909) Маринетти, а затем это движение усилилось с публикацией в 1910 году манифеста футуристической живописи Боччони, Джакомо Балла (1871-1958), Луиджи Руссоло (1885-1947) и Джино Северини (1883-1966). Манифест гласил, что «все находится в движении, все мчится вперед, все находится в постоянном изменении». Превосходным практическим примером этой теории является написанная Боччони Рисса ин галлериа (Бунт в галерее; 1910) из коллекции картинной галереи Брера (Pinacoteca di Brera) в Милане. Эта работа была написана вскоре после издания манифеста, демонстрируя радость движения к современной технологии и жизни. Это движение потеряло свой стимул в разгар Первой мировой войны, хотя недавнее открытие музея Новеченто (Museo del Novecento) в Милане оживило его. В музее выставлена, возможно, самая прекрасная коллекция футуристских работ Италии, посвященная XX столетию.

Подобно футуризму, жизнь метафизической живописи тоже оказалась недолгой. Самый известный представитель этого движения Джордже де Ки-рико (1888-1978) потерял к нему интерес после войны, но его работы привлекли сюрреалистическое движение, развивавшееся во Франции в 1920-х годах. Неподвижность и предчувствие — качества, характеризующие многие работы де Кирико того периода, которые показывают бессвязные образы из мира грез, обычно воплощающие воспоминания о классической итальянской архитектуре. Хороший пример — «Красная башня» (1913), которая находится теперь в Коллекции Пегги Гуггенхайм (Peggy Guggenheim Collectio) в Венеции.

В послевоенное время некоторые художники-футуристы начали играть с фашизмом, полагая, что новое государство будет опекать их, и что Италия опять сможет лидировать в мировом искусстве. Этот период известен нам как «второй футуризм», а его главными представителями стали Марио Сирони (1885-1961) и Карло Карра (1881-1966).

Все стало намного интереснее в 1950-х годах, когда художники Альберто Бурри (1915-95) и аргентинец и итальянец Лучио Фонтана (1899-1968) экспериментировали с абстрактным искусством. Проколотые холсты Фонтаны характеризовались понятием спацьялизмо (спа-циолизмом), а также он экспериментировал с «разрезанными картинами», перфорируя свои холсты отверстиями или разрезами и называя их «искусством космической эры».

Работа Бурри была действительно ультрасовременной. Его композиции были сделаны из мешковины, дерева, железа и пластмассы и были очень нетрадиционными. Гранде сажко (Большой мешок) 1952 года, размещенный в Национальной галерее современного искусства (Galleria Nazionale d’Arte Moderna e Contemporanea) в Риме, вызвал множество противоречий при первом показе.

В 1960-х годах появилось радикально новое движение под названием Арте Повера (Бедное искусство). Его последователи использовали простые материалы, чтобы вызвать воспоминания и ассоциации. Главными представителями этого движения являлись Марио Мерц (1925-2003), Джованни Ансельмо (р. в 1934), Лучано Фабро (1936-2007), Джулио Паолини (р. в 1940) и Яннис Кунеллис (р. в 1936). Все они экспериментировали с инсталляциями и скульптурой.

С 1980-х годов в искусстве наблюдалось возвращение к традиционной живописи и скульптуре. Так называемый «трансавангард» прервал международное помешательство на абстрактном искусстве и, по мнению многих критиков, стал сигналом к гибели авангарда. Частью этого движения были художники Сандро Киа (р. в 1946), Миммо Паладино (р. в 1948), Энцо Кукки (р. в 1949) и Франческо Клемент (р. в 1952).

Среди современных художников, которые в настоящее время работают в Италии, следует отметить Паоло Канева-ри, Анджело Филомено, Ро ди Мартино, Адриана Пачи, Пьетро Рокказальва и Франческо Веццоли.