New York. Гид по кинематографическим местам главного американского мегаполиса

5Нью-Йорк всегда был и остается лучшей декорацией для многих голливудских фильмов. Это подтверждает хотя бы тот факт, что ежедневно мэрия города выдает около сотни разрешений для съемок на его улицах. Чего только не происходило с Нью-Йорком в кино: он падал жертвой инопланетян, страдал от глобального потепления и был полностью уничтожен. Здесь вершили дела члены преступных группировок и находили вдохновение мечтатели. И все это на пятачке скалистой земли, который можно пройти за полчаса с запада на восток и за пару часов -с юга на север.

 

16 способов узнать Нью-Йорк

 

Почувствовать дух старины

«Когда в начале XX века мой прадед эмигрировал в Америку из Польши, он, как и многие евреи-мигранты, обосновался в Нижнем Ист-Сайде, — вспоминает композитор Джонатан Оппенхайм. — Моя семья могла запросто соседствовать с семьей Лапши или толстяка Мо из «Однажды в Америке». Тридцать лет назад, когда Серджио Леоне снимал свою гангстерскую эпопею, Нижний Ист-Сайд уже не был таким еврейским, поэтому в качестве декораций больше подошел Бруклин. Знаменитая сцена, где самый маленький гангстер умирает на руках у Лапши, тоже снял в Бруклине, прямо у Манхэттенского моста (между Water Street и Washington Street). Эти места до сих пор хранят дух старого Нью-Йорка».

 

Послушать Вуди Аллена

«Чтобы провести день в стиле Буди Аллена, самого нью-йоркского из всех известных мне режиссеров, первым делом отправляйтесь в Carnegie Deli  и закажите сэндвич «Буди Аллен» с пастрами и говядиной, — советует режиссер Стивен Лоринг. — Владельцы этого еврейского дели назвали бутерброд в честь режиссера, принесшего им славу в фильме «Бродвей Дэнни Роуз». Именно здесь собирались за ланчем главные герои и травили байки о незадачливом агенте по кастингу

Дэнни Роузе в исполнении самого Вуди. Затем прогуляйтесь до места, где был снят культовый кадр фильма «Манхэттен», — смотровой площадки Riverview Terrace (Sutton Square, 59th Street). Главные герои коротают здесь ночь за романтической беседой. «Это великий город! Просто сногсшибательный!» — говорит герой Вуди. Кстати, в Нью-Йорке можно вживую увидеть самого Вуди. По понедельникам он играет на кларнете в Cafe Carlyle. Не забудьте только заранее купить билеты ($150) и зарезервировать столик».

 

Побывать в «маленькой Италии»

«Действие фильма «Крестный отец» чуть было не перенесли в Голливуд, — рассказывает оператор Лукас Смит. -Продюсеры не хотели сильно тратиться на фильм. Но Коппола стоял на своем: только

Нью-Йорк! Сам он говорил, что дороже всего ему были сцены, которые снимали в «Маленькой Италии» — в начале XX века этот район Манхэттена был колыбелью итальянской мафии. В здании Mietz Building (128 Mott street) был офис компании по торговле оливковым маслом, под прикрытием которой семья Корлеоне обстряпывала свои криминальные делишки, здесь же произошло покушение на Дона Корлеоне. Сейчас на этом месте находится китайский рынок, но фасад в стиле ар-деко сохранился. По соседству можно заглянуть в старейший в Нью-Йорке католический собор Святого Патрика (264 Mulberry Street), там снимали сцену, когда Майкл Корлеоне становится крестным отцом. Кстати, фасад собора показался Копполе недостаточно эффектным, и для съемок снаружи использовали другой собор на острове Стейтен-Айленд».

 

Остаться  в одиночестве

«В фильмах-катастрофах Таймс-сквер неизменно служит мишенью для разрушений. Настоящий ужас меня охватил после фильма «Ванильное небо», — делится впечатлениями художница Хезер Фишер. -Обезумевший от одиночества герой Тома Круза несется по Таймс-сквер и вдруг осознает, что вокруг ни души. Говорят, чтобы снять эту сцену, съемочная группа должна была уложиться в один час — с 4 до 5 утра. На столько полиция согласилась перекрыть улицы, ведущие к площади».

 

Заказать такси

«Нью-Йорк — город такси. Иногда кажется, что кроме них в городе просто нет других машин, — рассказывает переводчик Эрик Спинк. — В фильме «Полуночный ковбой» одно такое такси чуть не сбило Дастина Хоффмана. Мало кто знает, что это была не постановка. Продюсерам не удалось получить разрешение перекрыть улицу, поэтому съемка велась скрыто. На 15-м дубле из-за поворота внезапно вылетело такси, но Хоффман не вышел из образа и произнес знаменитое: «Эй, я вообще-то иду здесь!» Будучи в Нью-Йорке, обязательно прокатитесь на «форд-краун-виктория» — это классическое такси сняли с производства, и вскоре оно исчезнет с улиц города. Лучше всего делать это ночью, вслед за героем драмы «Таксист». Герой

Роберта Де Ниро — депрессивный таксист, борющийся с бессонницей ночным извозом пассажиров. Он из старой гвардии таксистов, таких типажей в Нью-Йорке уже не встретишь».

 

Попробовать коктейли

«Секс в большом городе» — своего рода энциклопедия нью-йоркской жизни для девушек. Кэрри Брэдшоу и ее подружки прославили несчетное количество мест на Манхэттене, — говорит дизайнер Анам Кхан. — Это и бары, где героини собираются, чтобы обсудить отношения с мужчинами, и рестораны, куда они ходят на свидания, и дорогие бутики. В баре Blue Fin  в отеле рекомендую попробовать любимый коктейль Кэрри — Carrie’s Cosmotini. Закажите столику окна и наблюдайте за прохожими на Таймс-сквер. Или отправляйтесь в Onieals  — самый узнаваемый бар из «Секса в большом городе». Только в сериале он фигурирует как бар «Скаут», его открывает бывший любовник Кэрри — Айдан. Там целый выбор коктейлей, названных в честь героев сериала: «Миранда», «Саманта», «Мистер Биг».

 

Покататься  на коньках

«Лучший вид на Манхэттен открывается с катка Wollman Rink, — считает дизайнер Л индси Л инден-баум. — Я обожаю кататься здесь на коньках по вечерам, когда в зданиях роскошных отелей загораются огни. Каток заливают уже в середине октября, когда Центральный парк еще усыпан желтой листвой. Это также прекрасное место для первого свидания, как в фильме «Интуиция» с Джоном Кьюсаком. Главные герои проводят романтический вечер накануне Рождества на катке, обмениваются телефонами и сразу же их теряют, а потом ищут друг друга весь фильм. Классическая рождественская комедия. Что и говорить, каток Woolman Rink создан для таких сцен!»

 

Отведать столетний книш

«Как истинному ньюйоркцу, мне приятно узнавать в кино знакомые места, — делится славист Брэдли Горски. — Так, в фильм «Будь что будет» попала моя любимая еврейская лавочка, где готовят книши, — Yonah Schimmel Knishes Bakery. Эксцентричный физик-мизантроп Борис Ельников (Ларри Дэвид) угощает книшами влюбленную в него девушку. Кстати, книши — это такие еврейские тарталетки из слоеного теста с большим количеством начинки. Владельцы лавочки, эмигранты из Бердичева, верны оригинальному рецепту их дальнего предка Ионаха Шиммеля, открывшего книжечную на этом месте в 1890 году, и я как славист люблю перекинуться с ними парой фраз на русском».

 

Почувствовать себя Мэрилин Монро

«Знаменитый кадр, где Мэрилин Монро кокетливо придерживает белоснежное платье, поднимающееся вверх под порывами воздуха из люка, был снят на углу 56-й улицы и Лексингтон-авеню, — рассказывает редактор Лорен Краус. — Поглазеть на секс-символ Америки тогда собрались тысячи зевак и фотографов. Последних режиссер пригласил ради рекламы фильма «Лихорадка седьмого года», поэтому кадр и был так растиражирован, а сам фильм сейчас уже мало кто помнит».

 

 Позагорать на лужайке

«В Центральном парке єсть поляна под названием «Овечья лужайка» (Sheep Meadow), летом там можно организовать небольшой пикник, — рассказывает журналист Адеизи Иличи. — Каждый раз на этой поляне я вспоминаю сцену из фильма Терри Гиллиама «Король-рыбак», когда Робин Уильяме в роли безумного бродяги бегает ночью абсолютно голый по зеленому газону Овечьей лужайки и кричит, что он свободен. Кстати, голышом в Центральном парке также бегали «дети-цветы» в экранизации бродвейского мюзикла «Волосы». Режиссер Милош Форман превратил Центральный парк в вымышленный психоделический мир, населенный счастливыми хиппи. Сейчас обнажаться в парке не стоит, хотя загорать на лужайке не воспрещается».

 

Попасть в эпоху сухого закона

«Мало кто это знает, что в Нью-Йорке есть секретные спикизи-бары, сохранившиеся со времен сухого закона. Вы не найдете их по вывеске — о таких местах надо просто знать: куда свернуть, какую дверь открыть, — делится секретами актриса Виктория Кэмпбелл. — Если вы ничего не перепутали, то попадете в антураж 20-30-х годов, например, в лаунж Back Room (102 Norfolk Street), который очень похож на спикизи толстого Мо из фильма «Однажды в Америке». Алкоголь здесь пьют из белых чашек — точь-в-точь как герои Де Ниро и Джеймса Вудса. Кстати, в 1920-х на месте Back Room был настоящий спикизи».

 

Прокатиться на лодке

«Кажется, нет такого места в Центральном парке, которое не упомянули бы в кино, — восхищается фотограф Дженни Морело. — Первый фильм —

«Ромео и Джульетта» — здесь снимали больше ста лет назад, в 1908 году. Обычно же парк служит лучшей декорацией для романтических комедий и мелодрам. Самая кинематографичная его часть — в районе озера. Арендуйте лодочку в Loeb Boathouse  и проплывите под мостом Боу, как это делает Вайнона Райдер в фильме «Осень в Нью-Йорке», а затем возьмите столик у воды в ресторане Lakeside и вслед за Кэрри Брэдшоу закажите дорогой ланч».

 

Испытать то же, что и Мег Райан

«Самое популярное место в Нижнем Ист-Сайде — закусочная Katz’s Delicatessen. Особенно в пятницу ночью, когда после выпитого в клубах и барах хочется перекусить, — считает менеджер Джастин Ирвин. -По выходным Katz Deli открыта всю ночь. Знаменитый многоэтажный сэндвич с пастрами, за которым днем очередь из туристов выстраивается чуть ли не вдоль всего квартала, как раз то, что нужно часов в пять утра. Бутерброд недешевый (около $20), но подобающих размеров. В кино закусочная больше всего прославилась сценой из «Когда Гарри встретил Салли». Мег Райан, поедая коронный сэндвич, буднично заявляет: «Все женщины когда-нибудь в своей жизни имитировали оргазм» — и тут же демонстрирует это на глазах у изумленной публики. После этого немолодая дама за соседним столиком произносит сакраментальную фразу: «Пожалуй, я закажу то же, что и она». Теперь в Katz Deli над тем самым столиком висит указатель: «Здесь, где Гарри встретил Салли, мы надеемся, вы испытаете то же, что и она».

 

Побродить по планетарию

Когда героиню последнего фильма Вуди Аллена «Жасмин» спрашивают, откуда она родом, она отвечает: «Нью-Йорк, Парк-авеню». Этот адрес говорит обо всем. Имеется в виду фешенебельный район Верхний Ист-Сайд, где живут звезды и миллионеры. Я тоже когда-то жила там с родителями, — делится воспоминаниями славист Софи Пинкхэм. — Каждый раз пересматривая «Манхэттен», вспоминаю детство. Обожаю сцену, когда Вуди Аллен и Дайан Китон, застигнутые грозой, попадают в планетарий Американского музея естественной истории  и между ними происходит диалог. Моя школа была как раз напротив музея, я до сих пор помню скелет гигантского кита и огромные индейские каноэ».

 

Увидеть город с высоты

«Главный символ Манхэттена -небоскреб Эмпайр-Стейт-Билдинг, — считает архитектор Лукас Грот. — Помню, как в честь 50-летнего юбилея первого фильма «Кинг-Конг» (1933) к шпилю Эмпайра прикрепили гигантскую надувную фигуру гориллы. И хотя мое поколение было воспитано на ремейке 1976 года, в котором исполинское тело Кинг-Конга падает с башни Всемирного торгового центра, на мой взгляд, ничто не может сравниться со старыми черно-белыми кадрами, где Кинг-Конг борется с аэропланом именно на шпиле Эмпайра. Чтобы посмотреть на Нью-Йорк «глазами» Кинг-Конга, стоит подняться на верхнюю площадку Эмпайра. Лучше запланировать поход рано утром, с 8 до 10, и, конечно, в ясную погоду. Билеты советую покупать в кассе внутри самого здания или через Интернет.

 

Пропустить по стаканчику

«Я вырос на киносаге Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец». А переехав в Нью-Йорк из Сеула, с радостью обнаружил, что многие места из фильма совершенно реальные, — рассказывает программист Юшан Кон. — В Mulberry Street Bar (176 Mulberry Street) из «Маленькой Италии», где герои Софии Копполы и Энди Гарсия пропускают по стаканчику, и сейчас прекрасное разливное пиво каких угодно сортов и недурная пицца. Бар довольно туристический, но при этом очень аутентичный, недавно ему стукнуло сто лет. Сюда любил захаживать Фрэнк Синатра, а помимо «Крестного отца» здесь снимали множество других фильмов: например, «Донни Браско», «Клан Сопрано» и «Закон и порядок». Об этом свидетельствуют фотографии на стенах. Еще есть Vazac’s Horseshoe Ваг (108 Avenue В) в Ист-Вилледж, в нем со времен съемок второй части «Крестного отца» и «Крокодила Данди», кажется, мало что изменилось. В Нью-Йорке такие бары называют «дайв-барами», поскольку «занырнуть» туда можно надолго — сидишь, потягивая дешевое вино или пиво, болтаешь с барменом или с соседом за стойкой».