Кинематограф Италии

28Стойкость неореализма

Из тлеющих руин, оставшихся после Второй мировой войны, возникли рассказы о горе, такие как классическая работа Роберто Росселини Рим, открытый город (Roma, citta aperta; 1945) — история любви, предательства, выживания и сопротивления в оккупированном нацистами Риме. В фильме Похитители велосипедов (Ladri di biciclette; 1948) получившим премию «Оскар» Витторио де Сика обреченный отец пытается обеспечить сына без обращения к услугам мафии в охваченном войной Риме. А в фильме Пьера Паоло Пазолини Мама Рома (Mamma Roma) (1962) действия разворачиваются вокруг стареющей проститутки, которая пытается честным путем заработать на жизнь для себя и своего сына-бездельника. Традиции неореализма продолжаются в известном фильме Четырежды (Le quattro volte; 2010) Микеланджело Фрамматрино, похожем на документальное кино о жизни и смерти в деревенской Калабрии.

 

Преступление и наказание

Новые известные итальянские драмы сочетают в себе правдивость классического неореализма, тревогу ожидания итальянских триллеров и психологические откровения Феллини. К лучшим работам можно отнести фильм Маттео Гарроне Гоморра (Gomorra; 2008). Честное изображение жестокости мафии каморра в фильме, в основу сюжета которого лег отмеченный наградами роман Роберто Савиано, привело к получению гран-при на Каннском фестивале 2008 года Другая история, завоевавшая награду Каннского фестиваля, это Изумительный (II divo; 2008) Паоло Соррентино. В этом фильме рассказывается о жизни бывшего премьер-министра Джулио Андреотти и о его связи с мафией. Настолько же захватывающей можно назвать работу Кристины Коменчини Зверь в сердце (Labes-tia nel cuore; 2005). Здесь идет рассказ о женщине, раскрывающей подавленные воспоминания о сексуальном насилии, которая в поисках ответов оставляет за собой еще больше следов скрытых секретов.

 

Роман по-итальянски

Естественно, что нация безнадежных романтиков должна представить миру наиболее трогательные моменты в фильмах. Так, в работе Майкла Рэдфорда Почтальон (II postino; 1994) ссыльный поэт Пабло Неруда приносит поэзию и страсть на сонный итальянский остров и в жизнь почтальона, которого сыграл с душераздирающим искусством великий Массимо Троизи.

Другой пример классики — это обладатель Оскара Новый кинотеатр Парадизо (Nuovo cinema paradise; 1988) Джузеппе Торнаторе. Это горько-сладкий рассказ о директоре, вернувшемся на Сицилию и заново нашедшем свою любовь — девушку, живущую по соседству, и кинематограф.

В работе Хлеб и тюльпаны (Pane е tulipani; 2000) Сильвио Сольдини — домохозяйка, опоздавшая на туристический автобус во время его остановки, отправляется в Венецию, где заводит дружбу с анархическим флористом, эксцентричной проституткой и склонным к самоубийству официантом, да и плюс ко всему ее преследует сыщик-дилетант.

Сравниться с предыдущими работами может фильм Холостые выстрелы (Mine vaganti; 2010) Ферзана Озпетека — комедия о двух братьях нетрадиционной сексуальной ориентации и их консервативном семействе.

 

Спагетти-вестерны

Появившийся в середине 1960-х итальянский жанр вестернов представил южную Италию двойником Дикого Запада, показав стычки суровых героев в полдень под легко запоминающиеся мотивы Энио Морриконе . Во главе всех был Серджо Леоне, чей дебют в жанре вестерна За пригоршню долларов (Per un pugno di dollari; 1964) помог началу карьеры Клинта Иствуда. После того, как Леоне и Клинтвуд объединились вновь в фильме Хороший, плохой, злой (II buono, il brutto, il cattivo; 1966), настала очередь Генри Фонда в фильме Леоне Однажды на Диком Западе (Cera una volta il West; 1968), рассказывающем о жаждущей мести вдове.

 

Трагикомедии

Лучшие итальянские комики точно определили грань, где страдания пересекаются с чувством юмора, но без восприятия итальянских шуток и диалекта часть веселья теряется при переводе. Группа стареющих весельчаков подшучивают друг над другом в фильме Марио Моничелли Мои друзья (Amici miei; 1975), отражающем послевоенный кризис средних лет в Италии. В работе Дорогой дневник (Саго diario; 1994) Нанни Моретти (итальянский Вуди Аллен) путешествует по Риму, рассуждая на тему значимости жизни, бессонницы и представления Флэшдэнс Дженнифер Билз. На самом верху находится работа Жизнь прекрасна (La vita и bella; 1997), где отец пытается защитить сына от жестокости еврейских концлагерей, притворившись, что это лишь игра. Роберто Бениньи получил «Оскара» за этот фильм как лучший режиссер и актер.

 

Страх и ужас

Самые мрачные итальянские драмы могут похвастаться большим количеством стиля, тревог ожидания и падающих тел, чем ультравысокие каблуки от Прада на скользком подиуме Милана. В работе Микеланджело Антониони Фотоувеличение (Blow-Up) (1966) жизнерадостный фотограф 60-х становится наблюдателем темных дел, обнаруживающихся на фото изворотливой молодой Ванессы Редгрейв. Страшные события происходят в школе балета в фильме Дарио Ард-женто Суспирия (Suspiria) (1977), а в работе Марио Моничелли Мелкий-мелкий буржуа (Un borghese piccolo piccolo; 1977) обычный человек прибегает к необычным способам мести. Этот же режиссер снял великого римского актера Альберто Сорди в фильме, представляющем великолепный пример комедийного обрамления серьезной роли.