Итальянская литература

27Итальянская литература славится всемирно известными авторами, начиная от античного Вергилия до современного Эко. Национальный кинематограф не менее насыщен и богат мудрыми режиссерами, кинозвездами и особым итальянским пафосом.

 

Латинская классика

Римский поэт Вергилий решил, что Илиада и Одиссея Гомера заслуживают продолжения, и потому он потратил 11 лет и написал 12 книг о заграничных путешествиях и внутренних переживаниях Энея. Книги охватывают период от падения Трои до образования Рима. Умер поэт в 19 году до н. э., не дописав всего лишь 60 строк своей Энеиды. Как заметил сам Вергилий: «Время летит».

По легенде Овидий был несостоявшимся юристом, который женился на женщине с дочерью. Однако он писал превосходные рассказы. Его Метаморфозы являются хрониками цивилизации от хаотичного зарождения вселенной до времен Юлия Цезаря, а Наука любви (Ars Amatoria) вдохновляет на подвиги бесчисленных Казанов.

 

Поучительные басни

Наиболее любимый всеми итальянский баснописец — это Итало Кальвино, чей герой басни Барон на дереве (II barone rampante; 1957) возносит, казалось бы, смешной акт восстания, что заставляет других переосмыслить свои житейские принципы. В романе Дино Бруццати Татарская пустыня (II deserto dei Tartari; 1940) амбициозный чиновник, работающий на мифической границе Италии, умирает со скуки, страдая от

неоправданных ожиданий и увядающей молодости в ожидании полчищ врагов. Фактически, это притча о собственном безвыходном положении Бруццати на работе в газете.

Несколько веков назад произведение Никколо Макиавелли Государь (II principe; 1532) было признано настольной книгой для начинающих диктаторов, равно как и предостерегающим рассказом о безграничной власти Макиавелли.

 

Бессмертные поэты

Некоторые литераторы утверждают, что Шекспир украл свои лучшие строи и сюжет у более ранних итальянских драматургов и поэтов. Это спорные утверждения. Известно лишь одно — Шекспир точно соревновался с непревзойденным сочинителем романов XIII века Данте Алигьери. Данте нарушил традицию, использовав в Божественной комедии (La Divina commedia; ок. 1307-21) привычный итальянский, а не формальный латинский для описания прохождений главным героем кругов ада в поисках своей возлюбленной Беатрис. Петрарка добавил свою нотку в итальянскую поэзию одноименным сонетом, использовав четкое строение ритма и рифмы, чтобы возвысить возлюбленную Лауру. Хотя с таким же успехом он мог просто подарить ей шоколад, ведь она так и не ответила взаимностью.

Если сонеты не ваша страсть, то попробуйте почитать Эудженио Монтале, лауреата Нобелевской премии 1975 года, который писал стихи об

унылости будней, или Унгаретти. Во время Первой мировой войны его поэмы попадали в цель всего лишь парой слогов. Принадлежащая ему поэма из двух слов напоминает эпитафию: M’illumlno d’immenso (Озарен бесконечностью).

 

Криминальный жанр

Криминальный жанр и джалли (тайны) занимают место номер один в списке итальянских бестселлеров, и одним из наиболее ярких представителей этого жанра является Джанрико Карофильо. Бывший глава Окружного управления по борьбе с мафией города Бари написал роман Невольный свидетель (Testi-mone inconsapevol; 2002), где перед читателем предстает защитник Гвидо Гуэ-рьери и теневой мир организованной преступности районов Бари.

В произведениях также отображается жизнь судьи и автора романов Джан-карло де Катальдо, по чьему бестселлеру Криминальный роман (Romanzo criminate; 2002) были сняты сериал и фильм. Другой автор детективов, добившийся успеха на литературном и кинематографическом поприще — это Андреа Ка-миллери. Его эксцентричный, но сообразительный сицилийский инспектор Монтальбано стал героем Похитителея школьных завтраков (II ladro di me-rendine; 1996).

Умберто Эко привнес в жанр интеллектуальную нотку, написав Имя розы (11 поте della rosa; 1980) и Маятник Фуко (II pendolo di Foucault; 1988) — книгу с более 600 страниц тайных подробностей и закрученных сюжетов.

 

Исторический эпос

Итальянские авторы найдут свет даже в самые темные часы. Так, во времена черной чумы во Флоренции Боккаччо написал Декамерон (ок. 1350-3), который отличается черным юмором, предвосхищающим Чосера и Шеспира. Борьба итальянцев за единение в XIX веке шла параллельно истории родившихся под несчастливой звездой влюбленных из романа Обрученные (I promessi spo-si; 1827; окончательная версия выпущена в 1842 году) Алессандро Мандзони, и эта борьба стала причиной личностного кризиса среди сицилийской знати, описанного в книге Джузеппе Томази ди Лампедуза Леопард (II gattopardo; опубликована посмертно в 1958 году).

Стратегии выживания на войне увековечены в произведении Эльзы

Мо-ранте История (La storia; 1947), а также в автобиографической книге Примо Леви о заключении в Аушвице под названием А человек ли это? (Se questo и un uomo; 1947). Вторая мировая война стала незваным гостем в произведении Сад Финци-Контини (II giardino dei Finzi-Contini; 1962) Джордже Бассани, где рассказывается душераздирающая история девочки, чья аристократическая семья евреев пытается игнорировать нарастающую волну антисемитизма.

 

Социальный реализм

Италия всегда была очень самокритична, и некоторые итальянские авторы XX века запечатлели свои собственные переживания с удивительной точностью. Так, произведение Козима (Cosima) Грации Деледды является ее собственным описанием наступающей старости. Деледда — первая женщина, ставшая лауреатом Нобелевской премии по литературе (1926). Она также задала тон для других горько-сладких воспоминаний о деревенской жизни, таких как, например, Христос остановился в Эболи Карло Леви.

Темы, о которых так же трудно говорить, как и игнорировать — ревность, развод или ошибки родителей, открыто обсуждаются в чрезвычайно честном произведении автора с псевдонимом Елена Ферранте Дни одиночества (The Days of Abandonment). Честность также является характерной чертой произведения Роберто Савиано Гоморра (Gomorra), в котором раскрываются детали махинаций мафии.