Собор Василия блаженного

17Собор Василия Блаженного находится на Красной площади в Москве, где провел свою жизнь и совершал чудеса знаменитый святой юродивый Василий Блаженный (1469-1552).

Юродивый — это «бедный умом», психически нездоровый человек (с точки зрения медицины), который, будучи совершенно неприспособленным к обычной жизни, обладает даром прозрения и исцеления. Россиянам прославленный святой, канонизированный Русской православной церковью, больше известен по месту своего упокоения — собору Василия Блаженного (Покровскому собору) на Красной площади. Именно в этом храме есть так называемый Васильевский придел, где в серебряной с золочением раке покоятся мощи святого. Чем же заслужил такой почет и любовь москвичей юродивый Василий?

Он родился в бедной крестьянской семье и с раннего детства был отдан в подмастерья сапожнику. В 16 лет Василий внезапно бросил это занятие, круглый год слонялся по улицам в лохмотьях вместо  одежды, а когда , и лохмотья истлели, даже в стужу ходил босым и голым. Неслучайно его первоначально так и прозвали — Василий Нагой. Он ночевал под открытым небом, соблюдал пост, благо, это было ему нетрудно, поскольку он питался чем попало. Более того, как истинный ради Христа юродивый Василий носил тяжелые железные вериги, которые до крови натирали кожу, и, как сказано в описании его духовного пути, «Житии Блаженного Василия», словом и примером учил народ нравственной жизни.

У Пречистенских ворот юродивый как-то увидел беса в облике нищего и побил его палкой. Посещая трактиры, святой, напротив, видел доброе начало даже в падших людях и относился к ним с лаской. Как и положено безумным ради Христа, он постоянно совершал поступки нелепые с позиций общественной морали, но проникнутые глубоким нравственным смыслом. Юродивый был почитаем не только тогдашним митрополитом Макарием, но и самим Иваном Грозным, который вообще мало кого любил.

Однажды царь подарил ему несколько золотых монет, однако Василий, вместо того чтобы раздавать их бедным, всю сумму целиком вручил некоему купцу, который лишился своего состояния, но стыдился просить милостыню. В другой раз царь угостил святого вином, но юродивый вылил кубок на землю, чтобы, как оказалось, потушить пожар, разбушевавшийся в далеком Новгороде. Как-то впавший в неистовство Василий даже разбил чудотворный образ Богоматери в одной из церквей, за что его хотели побить, как вдруг выяснили, что с обратной стороны доски был нарисован черт.

Василий Блаженный был чуть ли не единственным человеком, которого побаивался Иван Грозный.

Когда незадолго до смерти святой уже не мог встать со своего ложа, сам царь посещал его вместе с царицей. По указу Ивана Грозного Василия Блаженного похоронили на кладбище Троицкой церкви, что во Рву, где царь позже приказал построить Покровский собор, известный теперь как собор Василия Блаженного. Через несколько лет после смерти святого люди стали говорить о чудесах, свершающихся у его гроба: прозрении слепых и восстановлении слуха у глухих.

Уже при жизни блаженного старца произошло большое количество неординарных событий. Так, однажды, когда Василий еще не взял обет юродства, к его мастеру явился купец, который попросил сшить ему сапоги — такие, чтобы он не износил их до смерти. Василий сначала рассмеялся, а потом заплакал, а на вопросы удивленного мастера ответил, что купцу годятся любые сапоги, причем даже самые простые, поскольку тот скоро умрет. Уже тогда мастер понял, что Василий не простой человек.

Однажды грабители, обратив внимание, что Василий одет в хорошую лисью шубу, подаренную ему неким боярином, задумали обманом выманить ее. При этом один из воров притворился мертвым, а другие стали просить у Василия шубу, чтобы продать ее для оплаты похорон. Василий, не задумываясь, накрыл «мертвого» своей шубой, но, заметив обман, добавил при этом: «Шуба лисья, хитрая, укрой дело лисье, хитрое. Будь и ты отныне мертв за лукавство». А когда мошенники сняли с товарища шубу, то увидели, что он и в самом деле умер.

В другой раз Василий Блаженный разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот вынужден был сознаться, что корысти ради добавлял в муку известь и мел.

18В одной из летописей говорится, что однажды Василий пришел в Вознесенский монастырь и перед церковью долго молился со слезами. На следующий день именно с Вознесенского монастыря начался знаменитый московский пожар 1547 г.

Но особенно примечательны пророчества Василия Блаженного:

«Уж сколь страшен мой друг и кровопивец Ивашка Грозный, уж сколько проклятий высыпано на его голову, а будут чтить его как самодержца великого.

За Грозным будет много царей, но один из них, богатырь с кошачьими усами, злодей и богохульник, заново укрепит русскую державу, хотя на пути к заветным синим морям и поляжет треть народа русского, аки бревна под телеги.

И буде долго править третий душегуб. Ради злого порядка в великой державе усатый этот царь из диких горцев положит на плаху и всех сотоварищей своих, и друзей верных, и тысячи мужей и женок.

Сожгут и уничтожат малые и великие храмы. И потом отстроят их. Но Бог не вернется в них, ежели служить в новых храмах будут не ему, а злату.

И буде Россия целый век жить без царя и прольет реки своей крови. А потом посадят на престол юношу несмышленого, но вскоре его вместе со свитой объявят самозванцами и прогонят с Руси.

Долго будет в царстве великая смута, пока не остановит ее великий воин, призванный всем народом нашим.

На самом юге черного арапского царства возникнет вождь в голубой чалме. Будет он метать страшные молнии и многие страны обратит в пепел. Но Русь великая соберется воедино и уничтожит этого царя.

И придет четвертый государь, которого назовут Великим Всадником. Буде он душой и помыслами чист и обрушит меч свой на разбойников и воров. И возликует народ русский, но найдутся злыдни, кои тишком убьют Великого Всадника. И буде на Руси плач великий.

И когда пройдут страшные войны, обращая в разных странах все живое в прах и пепел, то воцарится на престоле в 7517 г. (2009 по новому стилю) от сотворения мира истинно великий государь, коему суждено долгое и блаженное правление, а многострадальная Русь наша вступит в свой золотой век».