Скульптуры Афин

362184_originalВ экспозицию музея входят скульптуры, причем размещаются они в хронологическом порядке и по часовой стрелке: чем далее вправо от входа в зал, тем скульптура ближе к нашему времени. Цель такого расположения — сделать более очевидным постепенное совершенствование техники ваяния: если фигурки VII в. до н. э. выглядят грубоватыми и схематичными, то в последующие столетия изображения становятся более натуралистичными.

Один из ярчайших образцов раннего искусства выставлен в зале 11 — это кора (дева), статуя из аттической Меренды (Мирринус). На ее ниспадающем изящными складками подпоясанном хитоне заметны следы первоначальной раскраски: на хитоне некогда были узоры.

Неподалеку — чудесная погребальная стела: юный дорифорос (копейщик — воин с копьем) на алом фоне. Не столь эффектен, но не менее важен другой экспонат — Элевсинский рельеф.

Композиция рельефа очень свободная: богиня плодородия Деметра и ее дочь Персефона вручают юному Триктолему колос пшеницы, который он должен передать людям. В зале 20 обратите внимание на небольшую мраморную статую Афины — копию той скульптуры Фидия, что была главной в Парфеноне Левой рукой богиня опиралась о щит, у которого свернулся кольцами змей — Эрихтоний.

На правой ладони она держала статую Ники. Голова Афины увенчана богато украшенным шлемом.

Оригинал, отделанный золотом и слоновой костью, должно быть, производил впечатление необычайное. «Маленького наездника» Артемисия — хрупкую бронзовую фигурку наездника на мощной скачущей лошади нашли тогда же и там же, что и «Посейдона», среди обломков античного корабля, потерпевшего крушение близ Эвбеи; теперь он в том же зале 21, что и «Аталантский Гермес» — замечательная погребальная статуя юноши.

В зале 28 немало прекрасных изделий из бронзы IV в. до н. э., в том числе «Юноша с Андикитиры» (мнения ученых по поводу того, кого изобразил скульптор, Персея или Париса, расходятся) и найденная среди обломков другого кораблекрушения, у Андикитиры, бронзовая голова кулачного бойца.

Еще реалистичнее бронзовая голова Философа (III в. до н. э., зал 29). Стелы — надгробия, обычно покрытые резьбой — как и другие надгробные памятники столь многочисленны, что перечислить их невозможно, особенно ими богаты залы 16, 18, 23 и 24, однако эти памятники помогают заглянуть в античные будни и проследить за тем, как со временем возрастало мастерство ремесленников и как менялось восприятие человеческого тела. Из скульптур более позднего времени более всего известна изваянная в I в. н. э. статуя нагой Афродиты (зал 30), к которой подкрадывается Пан, желающий прикоснуться к богине.

Тут же обращает на себя внимание примечательная статуя всадника (лошадь, правда, утрачена): это — римский портрет «Императора Августа». В зале 31А много бронзовых бюстов II и III вв. наверное, это портреты чиновников гимнасия, которые дают возможность увидеть, как выглядели обычные граждане римских Афин.