Парфенон

Building_Nashville_-_TennesseeПарфенон, как и другие классические храмы, стоял на стилобате, каждая из ступеней которого имела высоту 0,55-0,59 м. Но грандиозность его не подавляет зрителя, в этом особенность греческой архитектуры, ее глубокий гуманизм. Парфенон является классическим образцом греческого храма дорического ордера, но в то же время его архитектура отличается рядом неповторимых индивидуальных особенностей.

Пропорции колонн и антаблемента, соотношение числа колонн на сторонах храма (число колонн на продольной стороне на одну больше удвоенного числа колонн фасада, то есть 8 и 17) строго соответствуют нормам, выработанным классической греческой архитектурой.

Умело использовались такие приемы, как небольшое утолщение и наклон угловых колонн к центру, энтазис — припухлость ствола колонны, легкий выгиб ступени стилобата.

Все эти особенности должны были возмещать ошибки зрительного восприятия, так как абсолютно прямые линии воспринимаются на расстоянии человеческим глазом как слегка вогнутые.

В результате Парфенон вырастает перед глазами как идеальное по четким, гармоничным линиям и пропорциям здание.

Празднично-нарядным некогда выглядел Парфенон с его беломраморными колоннами и стенами, увенчанными скульптурными фризами и фронтонами, в которых широко применялась полихромия: фон фронтонов и меток был окрашен в темно-красный цвет, фриза — в синий. На этом цветном фоне особенно четко выделялись фигуры, сохранявшие цвет мрамора.

Детали же их также были окрашены или позолочены.

Весь скульптурный декор Парфенона был подчинен одной цели — прославлению родного города, его богов и героев, его народа.

Храм украшал фриз тонкой работы. Тема фриза — прославление афинского народа в день празднования Великих Панафиней.

Главный, восточный, фронтон Парфенона был украшен композицией, изображавшей миф о рождении богини Афины.

На западном фронтоне изображена легенда аттическая — о споре Афины с Посейдоном за власть над Аттикой.

Большая часть фронтона, центральные колонны и целла погибли в 1687 г., когда Акрополь осадили венецианцы. Лучшие образцы сохранившихся скульптур теперь находятся в лондонском Британском музее — это так называемые «мраморы Элджина»; несколько подлинных скульптур, фрагментов, наряду с макетом храма, можно увидеть в музее Акрополя, а станцию метро Акрополи украшают очень хорошие репродукции храма.

Эрехтейон — совершенно уникальный памятник. Своеобразие его ассиметричного плана объясняется тем, что этот храм объединял целый ряд различных святилищ.

0_937d8_23b5533b_XXXL

Большая часть их существовала на данном месте до постройки Эрехтейона. Постройка Эрехтейона была предусмотрена планом грандиозного строительства на Акрополе, разработанным при Перикле.

Эрехтейон был главным местом культа богини Афины, местом хранения ее древней статуи. Храм был назван по имени одного из древнейших легендарных царей и героев Афин — Эрехтея.

Автор проекта этого храма неизвестен. Некоторые ученые, находя аналогии в планировке Эрехтейона и Пропилеи, считают, что им мог быть Мнесикл.

Когда-то здесь находилось одно из священных мест, где на скале можно было видеть след, оставленный трезубцем Посейдона во время его спора с Афиной. Здесь же находился Кекропейон — могила и святилище первого легендарного царя Аттики — Кекрона.

Над ним возвышается знаменитый портик кариатид.

На высоком цоколе стоят шесть статус девушек, поддерживающих перекрытие портика.

Спокойно стоят эти величавые и сильные фигуры.

Падающие вертикально вниз складки дорического длинного напоминают каннелюры колонн.

Кого изображали эти девушки?

Существует правдоподобное предположение: в число служитель ниц культа Афины входили аррефоры, юные девушки, избиравшиеся из лучших афинских семей сроком на один год. Они принимали участие в изготовлении священного, в который ежегодно наряжали древнюю статую Афины. Время и люди не пощадили статуй кариатид.

Пять подлинных статуй находится в музее Акрополя. Одну из них выломал лорд Элджин.

Она заменена копией.