Значение искусства в Венеции

01

Венецианские сокровища живописи, забрав все, что ему понравилось, большая их часть оставалось в церквях и дворцах, для которых была создана. Но роскошно расписанные потолки не так-то просто оторвать от основы, так что они по-прежнему находятся на своем месте: в церкви Сан-Себастьяно, Ка-Реццонико, Дворце дожей и Скуола-Гранде-деи-Кармини. Шедевры Тинторетто, написанные для Скуола-Гранде-ди-Сан-Рокко и церкви Мадонна-дель-Орто, также избежали перемещения. В наши дни художественные произведения, возвращенные после падения Наполеона, украшают алтари по всей Венеции и образуют основу собраний музеев Коррер, Академии и Ка-д-Оро.

 

Мозаики

В Венеции все, что блестит, может оказаться мозаикой, здесь крошечные стеклянные детали (tesserae — «тессере») образуют художественные произведения площадью в целые стены, восходящие ко временам расцвета Византии. Поразительным образцом раннего периода является Торчелло: прекрасная Мадонна на поле маков, растущих в лагуне, выложеная в апсиде, резко контрастирует с синими демонами, цепляющимися за чаши весов в сцене Страшного Суда на противоположной стене. Чтобы подробнее изучить старинные приемы создания мозаики, а также рассмотреть потрясающие ее фрагменты, необходимо посетить Музей Торчелло и Музей стекла на острове Мурано.

Древняя византийская столица лагуны, Торчелло, отошла в тень, уступив первенство новой официальной капелле дожей — базилике Сан-Марко, где золотые мозаики занимают площадь около 8000 кв. м. Базилика Сан-Марко не страдала от недостатка саморекламы: базилика, по меньшей мере, семь раз представлена на ее собственных мозаиках, в том числе дважды — на фасаде.

Сегодня нет необходимости быть гостем дожа, чтобы подняться по лестнице в обеденный зал, где можно выпить и вздремнуть в окружении сверкающих золотом мозаик. В-Bar предлагает великолепную обстановку, способную сделать золотым любой ваш счастливый час, а отель Domus Orsoni типа В&В располагает мозаиками компании Orsoni на столах, изголовьях кроватей и в блистательных ванных комнатах.

 

Фрески

В Венеции приходится постоянно запрокидывать голову, ведь повсюду — фрески сводов работы плодовитого мастера Джанбаттиста Тьеполо. Кажется, солнце сияет прямо сквозь крышу И-Джезуати и Ка-Реццонико, благодаря головокружительным потолкам, на которых написаны ангелы, пристроившиеся на балконах, а вечерний свет окрашивает облака в розовые и золотистые тона. Небесные росписи, украшающие венецианские церкви, будто эхом отзываются на поразительном раннем примере фресок Джотто 1303-05 гг., созданном для Капеллы-деи-Скровеньи в Падуе. Они отличаются яркими красками и динамическим взаимодействием удивительного круга персонажей. Сегодня гости могут погрузиться в великолепие Палаццо Абадесса и Foresteria Valdese, в комнатах, расписанных фресками, представляющими сановников и представителей религиозных орденов.

 

Стекло

Вот уже почти 800 лет название одного острова служит синонимом стекла: речь идет о Мурано. На самом деле венецианцы работали со стеклом, начиная с X в., но из-за непрестанной угрозы пожаров при работе стеклодувов производство перенесли на остров Мурано в XIII в. Настоящая беда ждала мастера по стеклу, который обладал тягой к путешествиям: профессиональные секреты хранились столь ревностно, что любой, занятый в ремесле и покинувший город, считался изменником и приговаривался к смертной казни. Короткое (но не ускоренное!) знакомство со стеклом можно осуществить, посетив Музей стекла на Мурано (Museo del Vetro), который стратегически верно остается открытым чуть дольше, чем демонстрационные залы с образцами стекла, так что вы можете сначала сделать покупки, а потом задавать вопросы.

В наши дни производство стекла вполне открыто в технологическом плане, продукция мастерских, расположенных на набережной Мурано — Fondamenta dei Vetrai, помечена знаком Fornace (печь), что гарантирует соответствие стандартам. Знак нельзя ставить на изделия, созданные в других местах. Вековые традиции соблюдаются при изготовлении крылатых кубков от Cesare Toffolo и люстр от Orovetro, а поразительный современный Дизайн стекла от Назона Моретти из компании ЕПеЕИе, а также от Marina Susanna Sent, Campagnol & Salvadore и Ragazzi & Co, позволяет продвигать и развивать традицию.

 

Бумага

Приливы в Венеции — больше, чем обыденный факт жизни, они — источник вдохновения. Погружая бумажную массу, протягивая листы бумаги через чернильные ванны, создавая рябь на поверхности, венецианские мастера смогли уловить и запечатлеть на бумаге все настроения городской водной глади. Тиснение и мраморный рисунок на листах бумаги стали применяться в XIV в. в быстро развивавшейся книгопечатной отрасли в Венеции, но эти техники переплетного дела и изготовления «эбру» (турецкой мраморной бумаги) в руках современных художников обрели самостоятельную жизнь. Мастер Розана Корро из Carte использует подобные технологии для создания оригинальных сумок, жалюзи и даже мебели из мраморной бумаги, а в фирме Cartavenezia превращают бумагу ручного литья в тисненые фризы и лампы необычных форм. Джанни Бассо (Gianni Basso) берет за основу книжные шрифты XVIII в. для разработки визитных карточек с тиснеными буквами в старинном стиле. Вы можете посмотреть на то, как работает гейдельбергский пресс, посетив утром Veneziastampa, где печатают меню и экслибрисы.

 

Ткани

Стили немало изменились с тех пор, как денди закатывали под колено бриджи из шелковой парчи и надевали розовые чулки, отправляясь в Палаццо Мочениго, но одержимость Венеции художественным текстилем не исчезла. Все, что существует в этом городе достаточно долго, рано или поздно будет занавешено, украшено фестонами, кистями или перетянуто заново. Венецианские кружева вошли в моду еще в VIII в., и солнечными днями на Бурано еще можно увидеть женщин, которые садятся с работой у порога своих домов, чтобы поболтать, плетя кружева. Bevilacqua по-прежнему производит в Венеции роскошные гобелены, передавая обрезки ткани некоммерческой организации женщин-заключенных, которые, благодаря поддержке еще и Banco Lotto 10, превращают их в костюмы для Ла-Фениче и искусные сумки.

Современный мастер венецианского богемного текстиля — Fortuny, чей демонстрационный зал находится на острове Джудекка, представляет настенные покрытия ручной набивки, изготовленные в полном соответствии с секретными технологиями, изобретенными почти столетие назад. Но хотя методы работы остаются тайными, источники вдохновения Fortuny вполне очевидны: их можно увидеть на стенах домашней студии -здесь и персидское оружие, и портреты бунтарски настроенных светских львиц, приоткрывающих корсеты, чтобы продемонстрировать знак Fortuny на дельфийском белье — сегодня такие вещи доступны для современных богинь стиля «бохо» в Venetia Studium. В поисках актуального дизайна художественных тканей не пропустите стенды с меняющейся коллекцией в le5venice, а также лиловые смокинги из шелкового бархата с алыми крысами ручной набивки в Fiorella Gallery