Лучшие достопримечательности Венеции

02

ГАЛЕРЕЯ АКАДЕМИИ

Эта галерея вряд ли отличается академизмом, в ней таится больше смертоносных интриг, запретных романов и бесстыдных политических игр, чем на самых вызывающих венецианских вечеринках. Комплекс бывшего монастыря Санта-Мария-делла-Карита на протяжении веков хранил покой и уединение, но с тех пор как Наполеон в 1807 г. начал кампанию по вывозу художественных трофеев из Венеции, в этих стенах творилась непрерывная художественная драма. Чтобы провести посетителя сквозь атакующие ряды образов, шедевры музея приблизительно распределены по стилям и темам от XIV до XVIII веков, хотя недавние реставрационные работы временно перемешали коллекцию по восьми галереям.

 

Архитектура

Академия представляет собой самую важную коллекцию произведений искусства в Венеции — и работу нескольких лучших архитекторов. Бартоломео Бон завершил строгий готический фасад Санта-Мария-делла-Карита в 1448 г.; в 1561 г. Палладио выбрал классический подход, работая над монастырем Конвенто-деи-Каноничи-Латераненси, который включен в комплекс Академии. Во время реставрации 1949 — 1954 тт. модернист Карло Скарпа применил минималистические решения, позаботившись о том, чтобы не нарушить тонкую симметрию, достигнутую архитекторами предыдущих столетий.

 

Залы 1-5

В число ранних шедевров входит картина Паоло Венеци-ано «Коронация Девы Марии» (Зал 1): Иисус возлагает корону на голову Матери, мягко касаясь ее головы, ангельский оркестр играет в небесах. В «Распятии и прославлении десяти тысяч мучеников горы Арарат» Карпаччо (Зал 2) — сцены абсолютного насилия. В Harry’s Ваг вполне адекватно назвали именем художника кроваво-красное блюдо из сырой говядины. В залах 3 — 5 вы увидите высокомерно-красивого «Святого Георгия» Андреа Мантеньи 1466 г. и прекрасную лицом «Мадонну с Младенцем» Джованни Беллини, с неоново-алыми херувимами, которые демонстрируют двойную тенденцию изобразительного искусства Венеции: любовь к высокой драме и сияющему цвету.

 

Залы 6-10

Здесь сюжет вашего посещения быстро разворачивается, достигая ренессанса, представленного такими шедеврами, как «Сотворение животных» Тинторетто. Фантастический бестиарий наводит на мысли, что главные усилия Бога были направлены на то, чтобы обеспечить венецианцев^ морепродуктами (что не вызывает возражений). Недавняя реставрация пролила новый свет на одну из последних работ Тициана: картину, вероятно, завершенную уже после его смерти Пальма Иль Джоване: «Пьету» 1576 г., в которой форма вторична по отношению к чувствам — мазки краски Тициан накладывал на полотно непосредственно руками.

В зале 10 гордо доминирует триумф искусства над цензурой: это картина Паоло Веронезе, Пир в доме Левия. Изначально полотно называлось «Тайная вечеря», но главы инквизиции осудили ее за изображение собак, пьяниц, карликов, мусульман и немцев-протестантов, окружающих апостолов. Художник отказался изменить само произведение, но поменял название, и Венеция горой встала за этот вызов, брошенный в лицо Риму. Присмотритесь к тому, как персонажи обмениваются взглядами и жестами, и вы поймете, что ни турецкого купца, ни спотыкающегося слугу, ни игрока, ни собачку с умным глазками нельзя удалить из картины, не потеряв существенную часть этой блистательно построенной венецианской композиции-головоломки.

 

Залы 11-19

Вы прошли только полпути истории Венеции в мире искусства. В этих залах вы почувствуете легкость барокко и увидите вполне приземленные сюжеты. В Залах 15 — 18 находятся захватывающие дух виды Венеции работы Каналетто, а также прославленная «Гроза» Джорджоне: мать кормит младенца, мимо проходит солдат, в темном летнем небе — вспышка молний. Соседние портретные галереи едва ли могли бы содержать более жизнеподобные и выразительные венецианские типажи: определенно не обращавшаяся к хирургам-косметологам «Старуха» Джорджоне»; «Портрет молодого ученого», погруженного в раздумья, кисти Лоренцо Дотто; брутально-честный автопортрет Разальбы Каррьера; сраженный любовью скрипач, наблюдающий за дебютанткой на картине «Урок танцев» Пьетро Лонга; и красочно прописанный образ «Предсказательницы судьбы» Джамбаттиста Пьяццетты.

 

Залы 20-24

Джентиле Беллини и Витторе Карпаччо заполняют зал 20 многонациональной компанией купцов в венецианских версиях «Чудес Святого Креста». Мощный финальный аккорд ждет вас в зале дель-Альберго: гигантский триптих Антонио Виварини и звездное «Введение Богородицы во храм» Тициана — исполненная долга юная Мадонна поднимается по устрашающей лестнице, собравшиеся зеваки указывают на нее, привлеченные ее примером.